Материалы » Развитие возрастной психологии в Новое время » Готфрида Вильгельма Лейбница (1646 – 1716)

Готфрида Вильгельма Лейбница (1646 – 1716)

Отец известного немецкого философа и психолога был профессором философии в Лейпцигском университете. Научная атмосфера способствовала тому, что Лейбниц еще в школе был убежден, что посвятит свою жизнь науке. Он обладал энциклопедическими знаниями и написал работы во многих областях науки – в математике им открыто дифференциальное и интегральное исчисление, участвовал в мероприятиях по улучшению работы горной промышленности, интересовался теорией денег и монетной системой, значительное место в его научных интересах занимали проблемы возрастной психологии. По просьбе Петра I он разрабатывал план создания Академии наук в Санкт-Петербурге и составлял проекты организации научных исследований в России. Многогранность интересов Лейбница связывала его с выдающимися учеными, общественными и политическими деятелями Европы, со многими из которых он был знаком лично. Переписка Лейбница насчитывает более 15 000 писем, адресованных примерно 1054 лицам.

Лейбниц дал свое объяснение мирозданию. Мир – это механизм, состоящий из неделимых и замкнутых в себе центров жизненных сил. Эти центры Лейбниц называл монадами. Любая монада неповторима. Следовательно, нет и двух одинаковых людей, поэтому к каждому ребенку необходим индивидуальный подход.

Выделяет 4 вида монад:

û Чистые монады – им присуща активность, но отсутствует представление - вода

û монады-души – обладают смутными представлениями (результат восприятия достигает уровня памяти) – у растений и животных

û монады-духи – обладают ясным и отчетливым восприятием;

û Боги и ангелы – они свободны от телесной от телесной оболочки и олицетворяют ясность знаний.

Монады – это духовные сущности (а не материальные атомы), обладающие психической активностью и такими психическими качествами как способность воспринимать и самоопределяться.

Лейбниц считал, что психическая активность привносит в знания человека субъективность. Но эта субъективность не мешает человеку познавать мир, т.к. несмотря на то, что наши представления и отличаются друг от друга, но по своей сути они совпадают, отражая главные свойства окружающего мира. (Например, Раскрывая это положение, он приводил пример с восприятием площади в центре города, которую разные люди видят с разных точек зрения. Одни подходят к площади прямо, другие справа или слева, кто-то может обозревать эту площадь с высоты птичьего полета. В любом случае все люди увидят на ней одни и те же предметы, например фонтан, цветы, группу зданий и карету около одного из них. Разница будет только в величине и соотношении этих предметов.) Так и в обучении, если детям задавать основные характеристики изучаемых предметов, то, несмотря на субъективность восприятия, они придут к принципиальному соглашению о характере воспринимаемого. Например, под каким бы углом зрения ученик ни видел круг, он может его опознать как эллипс, но никогда не скажет, что это квадрат или треугольник.

Лейбниц был противником того, чтобы душу называть «чистой доской», на которую опыт наносит свои отпечатки. По его мнению, способность индивида к восприятию истин заложена в нем как предрасположенность, благодаря этому истины с помощью внешнего опыта могут быть извлечены из души.

Т.о. взгляды Лейбница стали важным пунктом в разработке проблем возрастной психологии.


Социальные характеристики личности современного руководителя
Как было выше рассмотрено, в психологической науке пока еще отсутствует единая концепция, единое понимание того, что такое личность. Вместе с тем имеется достаточно большое число исследований, посвященных личности руководителя. Обратимся к одному из них. Американский психолог М. Шоу предложил следующую классификацию личностных качеств р ...

Слово как сигнал сигналов
Закономерности условнорефлекторной деятельности, установленные для животных, свойственны и человеку. Однако поведение человека настолько сильно отличается от поведения животных, что у него должны существовать дополнительные нейрофизиологические механизмы, которые и определяют особенности его высшей нервной деятельности. И.П.Павлов счит ...

Явные и скрытые функции конфликта
Явные функции конфликта характеризуются тем, что его последствия совпадают с целями, которые провозглашали и преследовали оппоненты конфликта. Например, если правительство России, начиная военные действия с чеченскими бандитскими формированиями, заявило об их ликвидации и на самом деле добилось этого. Явная функция конфликта — это также ...

Категории