Материалы » Развитие возрастной психологии в Новое время » Готфрида Вильгельма Лейбница (1646 – 1716)

Готфрида Вильгельма Лейбница (1646 – 1716)

Отец известного немецкого философа и психолога был профессором философии в Лейпцигском университете. Научная атмосфера способствовала тому, что Лейбниц еще в школе был убежден, что посвятит свою жизнь науке. Он обладал энциклопедическими знаниями и написал работы во многих областях науки – в математике им открыто дифференциальное и интегральное исчисление, участвовал в мероприятиях по улучшению работы горной промышленности, интересовался теорией денег и монетной системой, значительное место в его научных интересах занимали проблемы возрастной психологии. По просьбе Петра I он разрабатывал план создания Академии наук в Санкт-Петербурге и составлял проекты организации научных исследований в России. Многогранность интересов Лейбница связывала его с выдающимися учеными, общественными и политическими деятелями Европы, со многими из которых он был знаком лично. Переписка Лейбница насчитывает более 15 000 писем, адресованных примерно 1054 лицам.

Лейбниц дал свое объяснение мирозданию. Мир – это механизм, состоящий из неделимых и замкнутых в себе центров жизненных сил. Эти центры Лейбниц называл монадами. Любая монада неповторима. Следовательно, нет и двух одинаковых людей, поэтому к каждому ребенку необходим индивидуальный подход.

Выделяет 4 вида монад:

û Чистые монады – им присуща активность, но отсутствует представление - вода

û монады-души – обладают смутными представлениями (результат восприятия достигает уровня памяти) – у растений и животных

û монады-духи – обладают ясным и отчетливым восприятием;

û Боги и ангелы – они свободны от телесной от телесной оболочки и олицетворяют ясность знаний.

Монады – это духовные сущности (а не материальные атомы), обладающие психической активностью и такими психическими качествами как способность воспринимать и самоопределяться.

Лейбниц считал, что психическая активность привносит в знания человека субъективность. Но эта субъективность не мешает человеку познавать мир, т.к. несмотря на то, что наши представления и отличаются друг от друга, но по своей сути они совпадают, отражая главные свойства окружающего мира. (Например, Раскрывая это положение, он приводил пример с восприятием площади в центре города, которую разные люди видят с разных точек зрения. Одни подходят к площади прямо, другие справа или слева, кто-то может обозревать эту площадь с высоты птичьего полета. В любом случае все люди увидят на ней одни и те же предметы, например фонтан, цветы, группу зданий и карету около одного из них. Разница будет только в величине и соотношении этих предметов.) Так и в обучении, если детям задавать основные характеристики изучаемых предметов, то, несмотря на субъективность восприятия, они придут к принципиальному соглашению о характере воспринимаемого. Например, под каким бы углом зрения ученик ни видел круг, он может его опознать как эллипс, но никогда не скажет, что это квадрат или треугольник.

Лейбниц был противником того, чтобы душу называть «чистой доской», на которую опыт наносит свои отпечатки. По его мнению, способность индивида к восприятию истин заложена в нем как предрасположенность, благодаря этому истины с помощью внешнего опыта могут быть извлечены из души.

Т.о. взгляды Лейбница стали важным пунктом в разработке проблем возрастной психологии.


Характеристика возрастной периодизации
Период младенчества (от 0 до 2-х лет) это — «непосредственно-эмоциональное общение со взрослыми . на фоне и внутри которого формируются ориентированные и сенсорно-манипулятивные действия» Интерес и внимание младенцев друг к другу выступает в форме, слитой с практическим действием, - ощупыванием, прикосновением, сдавливанием. К концу пе ...

Особенности идентификации дошкольников депривации
Результаты различных исследований отечественных и зарубежных психологов подтверждают факт негативного влияния отцовской депривации на развитие личности ребенка. Так, чешские исследователи Й. Лангмейер и З. Матейчек, выделяют феномен отцовской депривации и описывают в своем труде специфические особенности воспитания в неполной материнско ...

Характеристика процессов памяти
Память — интегрированное психическое отражение прошлого взаимодействия человека с действительностью, информационный фонд его жизнедеятельности. Различаются следующие процессы памяти – запоминание, воспроизведение, сохранение и забывание. Запоминание начинается с запечатления, которое первоначально совершается непроизвольно в той или и ...

Категории