Психологическая характеристика типов темперамента. Свойства и критерии темперамента. Связь темперамента с основными свойствами личности
В чистом виде темпераменты встречаются сравнительно редко. Обычно у человека преобладают черты какого-либо одного темперамента, но при этом наблюдаются свойства, присущие другому типу. Темперамент можно подразделить на четыре типа: холерический, сангвинический, флегматический и меланхолический. Такое разделение имеет длительную историю (Гиппократ, Гален, Кант, Павлов, Стреляу, Теплов), хотя имеются и другие классификации типов темперамента (Кречмер, Шелдон, Сиго).
Сангвиник – человек с повышенной реактивностью, но активность и реактивность уравновешены. Живо, возбуждённо откликается на всё, что привлекает внимание, обладает живой мимикой и выразительными движениями. По незначительному поводу громко смеётся, а несущественный факт может сильно рассердить. По его лицу легко определить настроение, отношение к человеку или предмету. Высокий порог чувствительности не позволяет заметить слабые световые и звуковые раздражители. Обладая повышенной активностью и будучи энергичным и работоспособным, активно включается в деятельность, долго не утомляясь. Способен быстро сосредоточиться, дисциплинирован, при желании может сдерживать проявление чувств и непроизвольные реакции. Ему присущи быстрые движения, гибкость ума, находчивость, быстрый темп речи, включение в работу. Высокая пластичность проявляется в изменчивости настроений, интересов. Легко сходится с новыми людьми, привыкает к новой обстановке, роду деятельности. В большей степени восприимчив к внешним впечатлениям, экстраверт. Холерик малочувствителен, реактивен и активен. Но реактивность преобладает над активностью, поэтому, он необуздан, несдержан, нетерпелив, вспыльчив. Он менее пластичен и более инертен, чем сангвиник. Отсюда – большая устойчивость стремлений и интересов, настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания, экстраверт. Флегматик обладает высокой активностью, малой реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью. Его трудно рассмешить или опечалить, невозмутим, спокоен. Мимика бедная, движения замедленны, как и речь. Он ненаходчив, тяжело переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, перестраивает навыки и привычки. При этом энергичен и работоспособен, терпелив, выдержан, интроверт. Меланхолик – человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью, что приводит к тому, что даже незначительный повод вызывает слёзы, обиду, болезненно чувствителен. Мимика и движения невыразительны, голос тихий. Обычно неуверен в себе, робок, неэнергичен, ненастойчив, малоработоспособен. Ему присуще легко отвлекаемое и неустойчивое внимание, замедленный темп всех психических процессов, интроверт.
Исходя из данных психологических характеристик типов темперамента, выделим следующие свойства темперамента: сензитивность; реактивность; активность; темп реакций; экстраверсия – интроверсия; пластичность – ригидность. «Темпераментом называется характерная для данного человека совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью, то есть быстротой возникновения чувств, с одной стороны, и силой их – с другой» (Теплов Б. М.). Таким образом, темперамент имеет два компонента – активность и эмоциональность. Активность поведения характеризует степень энергичности, стремительности, быстроты, или напротив, медлительности и инертности. Эмоциональность характеризуется протеканием эмоциональных процессов, определяя знак (положительный или отрицательный) и модальность (радость, горе, страх и прочие). Темперамент устойчив и неподвержен изменениям под влиянием среды и воспитания, но он изменяется в онтогенезе. Свойства темперамента могут и благоприятствовать, и противодействовать формированию определённых черт личности, так как темперамент может модифицировать значение факторов среды и воспитательных воздействий.
Динамика развития профессионального самосознания студентов
Развитое профессиональное самосознание является одним из условий профессионального становления студентов.
Профессиональное самосознание мы понимаем как сложное, динамичное, личностное образование, которое формируется вследствие переживания отношения человека к себе как к субъекту профессиональной деятельности, отношения к другим людям, ...
Развитие процесса
Первичной базой для воображения всегда остается реальность – жизнь.
Воображая человек, творит – художник – картины, конструктор – сооружения. Наращивая свою потенциальную базу человек, воплощает свои воображаемые «проекты» в жизнь. Воображение тесно связано с такими процессами как память, мышление, без взаимосвязи с ними невозможен про ...
Развитие двигательных функций
У детей с церебральным параличом развитие двигательных функций нарушено, начиная с периода новорожденности. В основе этих нарушений — запаздывание в угасании безусловных рефлекторных двигательных автоматизмов, среди которых наибольшее значение имеют так называемые позотонические рефлексы. При нормальном развитии к 3 месяцам жизни эти ре ...