Материалы » Психология человека » Психологическая характеристика типов темперамента. Свойства и критерии темперамента. Связь темперамента с основными свойствами личности

Психологическая характеристика типов темперамента. Свойства и критерии темперамента. Связь темперамента с основными свойствами личности

В чистом виде темпераменты встречаются сравнительно редко. Обычно у человека преобладают черты какого-либо одного темперамента, но при этом наблюдаются свойства, присущие другому типу. Темперамент можно подразделить на четыре типа: холерический, сангвинический, флегматический и меланхолический. Такое разделение имеет длительную историю (Гиппократ, Гален, Кант, Павлов, Стреляу, Теплов), хотя имеются и другие классификации типов темперамента (Кречмер, Шелдон, Сиго).

Сангвиник – человек с повышенной реактивностью, но активность и реактивность уравновешены. Живо, возбуждённо откликается на всё, что привлекает внимание, обладает живой мимикой и выразительными движениями. По незначительному поводу громко смеётся, а несущественный факт может сильно рассердить. По его лицу легко определить настроение, отношение к человеку или предмету. Высокий порог чувствительности не позволяет заметить слабые световые и звуковые раздражители. Обладая повышенной активностью и будучи энергичным и работоспособным, активно включается в деятельность, долго не утомляясь. Способен быстро сосредоточиться, дисциплинирован, при желании может сдерживать проявление чувств и непроизвольные реакции. Ему присущи быстрые движения, гибкость ума, находчивость, быстрый темп речи, включение в работу. Высокая пластичность проявляется в изменчивости настроений, интересов. Легко сходится с новыми людьми, привыкает к новой обстановке, роду деятельности. В большей степени восприимчив к внешним впечатлениям, экстраверт. Холерик малочувствителен, реактивен и активен. Но реактивность преобладает над активностью, поэтому, он необуздан, несдержан, нетерпелив, вспыльчив. Он менее пластичен и более инертен, чем сангвиник. Отсюда – большая устойчивость стремлений и интересов, настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания, экстраверт. Флегматик обладает высокой активностью, малой реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью. Его трудно рассмешить или опечалить, невозмутим, спокоен. Мимика бедная, движения замедленны, как и речь. Он ненаходчив, тяжело переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, перестраивает навыки и привычки. При этом энергичен и работоспособен, терпелив, выдержан, интроверт. Меланхолик – человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью, что приводит к тому, что даже незначительный повод вызывает слёзы, обиду, болезненно чувствителен. Мимика и движения невыразительны, голос тихий. Обычно неуверен в себе, робок, неэнергичен, ненастойчив, малоработоспособен. Ему присуще легко отвлекаемое и неустойчивое внимание, замедленный темп всех психических процессов, интроверт.

Исходя из данных психологических характеристик типов темперамента, выделим следующие свойства темперамента: сензитивность; реактивность; активность; темп реакций; экстраверсия – интроверсия; пластичность – ригидность. «Темпераментом называется характерная для данного человека совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью, то есть быстротой возникновения чувств, с одной стороны, и силой их – с другой» (Теплов Б. М.). Таким образом, темперамент имеет два компонента – активность и эмоциональность. Активность поведения характеризует степень энергичности, стремительности, быстроты, или напротив, медлительности и инертности. Эмоциональность характеризуется протеканием эмоциональных процессов, определяя знак (положительный или отрицательный) и модальность (радость, горе, страх и прочие). Темперамент устойчив и неподвержен изменениям под влиянием среды и воспитания, но он изменяется в онтогенезе. Свойства темперамента могут и благоприятствовать, и противодействовать формированию определённых черт личности, так как темперамент может модифицировать значение факторов среды и воспитательных воздействий.


Группы отклонений
Социальные отклонения - это нарушение социальных норм, которые характеризуются определенной массовостью, устойчивостью и распространенностью. Отклонения от нормы условно разделятся на четыре группы: физические, психические, педагогические и социальные. Физические отклонения от нормы, прежде всего, связаны со здоровьем человека и опред ...

Теория социального научения
Теории личности в перспективе социального научения - это прежде всего теории научения. В начале своего становления теория социального научения придавала крайне важное значение идеям подкрепления, однако современная теория приобрела явно выраженный когнитивный (cognitive - познавательный) характер. Важность подкрепления была учтена в пон ...

Психологические новообразования познавательной сферы младшего школьника
Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. Образное мышление все меньше и меньше оказывается необходимым в учебной деятельности. В конце младшего школьного возраста проявляются индивидуальные различия ...

Категории