Материалы » Психология человека » Общение как специфический вид деятельности. Виды, функции, стороны общения

Общение как специфический вид деятельности. Виды, функции, стороны общения

Общение – это сложный, многоплановый информационный процесс взаимодействия людей, порождаемый потребностями совместной деятельности; самостоятельный вид человеческой деятельности и атрибут других видов человеческой деятельности.

Выделяют несколько видов общения по средствам общения - вербальное (речь) и невербальное (мимика, жесты, пантомимика); по целям общения – биологическое, социальное, материальное, когнитивное, кондиционное, деятельностное, мотивационное; по опосредованности - непосредственное, опосредованное, прямое и косвенное общение.

Существуют и другие виды общения. Деловое общение – общение, целью которого является достижение какого-либо чёткого соглашения или договорённости. Воспитательное общение – предполагает целенаправленное воздействие одного участника на другого с достаточно чётким представлением желаемого результата. Диагностическое общение - общение, целью которого является формулировка определённого представления о собеседнике или получение от него какой-либо информации. Интимно-личностное общение – возможно при заинтересованности партнёров в установлении и поддержании доверительного и глубокого контакта, возникает между близкими людьми и в значительной степени является предшествующих взаимоотношений.

Общение в процессе социального бытия человека выполняет определённые роли и задачи (функции).

Информационно-коммуникативная функция состоит в обмене информацией между индивидами. Побудительная функция – стимуляция активности партнёра для организации совместных действий. Интегративная функция - функция объединения людей. Функция социализации – общение способствует выработке навыков взаимодействия человека в обществе по принятым в нём нормам и правилам. Координационная функция – согласование действий при осуществлении совместной деятельности. Функция понимания – адекватное восприятие и понимание информации. Регуляционно-коммуникативная функция общения направлена на регуляцию и коррекцию поведения при непосредованной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия. Аффектно-коммуникативная функция состоит в воздействии на эмоциональную сферу человека, которое может быть целенаправленным или непроизвольным.

В структуре общения различают коммуникативную, интерактивную и перцептивную сторону общения.

Коммуникативная сторона общения выражается в обмене информацией между людьми. Интерактивная сторона общения проявляется во взаимодействии людей друг с другом, в целях удовлетворения своих потребностей, интересов, планов, намерений. Перцептивная сторона общения выражается в процессе восприятия, изучения и оценки партнёрами друг друга.


Теория социального научения
Теории личности в перспективе социального научения - это прежде всего теории научения. В начале своего становления теория социального научения придавала крайне важное значение идеям подкрепления, однако современная теория приобрела явно выраженный когнитивный (cognitive - познавательный) характер. Важность подкрепления была учтена в пон ...

Причины агрессивности и враждебности
Отчего у людей появляются такие отрицательные личностные черты, иногда очень опасные для общества? Часто это происходит от недостатка любви и внимания, отсутствия положительных эмоций, при этом возникает сокрушительная агрессивность, направленная против всего мира, окружающих, а бывает, что и против себя самого. А, если брать в масштаб ...

Речь и пол
Кроме того, речь является одним из важных каналов, позволяющих детям понять, кто они и как им следует относиться к другим людям. Пол - важнейшая категория идентификации для маленького ребенка. В сознании родителей уже сформированы культурально обусловленные представления о том, как должны вести себя мальчики и девочки; такие представлен ...

Категории