Материалы » Психофизиология » Интеллектуализация двигательной деятельности младшего школьника

Интеллектуализация двигательной деятельности младшего школьника
Страница 1

В младшем школьном возрасте ребенок приобретает такие психические способности, которые ему позволяют осваивать любые сложные движения.

В младшей школьной группе выделение свойств движений и свойств окру­жающей среды П.А. Гальпериным было организовано в условиях взаимообучения детей, в играх «По правилам»: «Спортсмен, Тренер. Судья». Младшие школьники с удовольствием принимали участие в этих играх. Психическое развитие младшего школьника позволяет взрослым предъявлять движение в полном объеме — по полной ориентировочной основе.

Для уточнения способности ориентироваться в свойствах движения и среды, был проведен массовый эксперимент. В эксперименте участвовали семилетние дети об­щеобразовательной школы, всего 4 класса (111 учащихся) на уроках физкультуры. Проведено 8 заня­тий, на которых выделялось по 8 мин для освоения движений быстрого бега. На заня­тии каждый ребенок пробегал 4—6 раз по 20 м (диагональ волейбольной площадки), всего — от 30 до 40 пробежек. В условиях взаимообучения было оговорено 5 ориен­тиров: «уровень», «на носках», «ставить сверху», «шире—чаще» и «минимально на­прягаясь», которые на первых занятиях отрабатывались на фоне «масштабной стенки» последовательно: уровень на носках —1-е занятие; ставить сверху, шире—чаще _ 2-е занятие и минимально напрягаясь — 3-е занятие. Остальные занятия были по­священы отработке движений и совершенствованию взаимообучения. Все дети класса были поделены по трое (по желанию). Выстраивались в три шеренги лицом к диаго­нали волейбольной площадки. Одна шеренга выходила на старт в колонну по одному и поочередно по одному осуществляла пробежки с условием — на площадке бежит один человек. После пробежки ребенок подходил к своей тройке, где он оценивал свои движения по выделенным ориентирам, после чего выслушивал оценку качества ис­полнения ориентиров «судьей», а затем принимал советы «тренера», что нужно «по­править» в следующей пробежке. Затем происходила смена ролей бывший «судья» становился «тренером», а «тренер» становился «спортсменом», только что пробежав­ший «спортсмен» — «судьей». На трех первых занятиях дети громко оценивали ис­полнение ориентиров, и учитель уточнял эти оценки. К 4-му занятию поправлять при­ходилось уже очень редко. Контролем овладения движениями быстрого бега станови­лись оценки по ориентирам и время пробегания 30 м со старта. За 8 занятий общую схему движений освоили все (из них отлично выполняли движения почти треть соста­ва, остальные освоили со средними погрешностями). Значительно улучшились техни­ческие результаты пробегания 30 м со старта. Более разительные изменения в резуль­татах оказались в группе, освоивших движения бега на «отлично». В этой группе и исходные результаты были выше. Изменения в результатах группы «отлично выпол­нивших свои действия» выходят за пределы амплитуды разброса, что подтверждает их статистическую достоверность. В группе детей «освоивших движения бега с по­грешностями» изменения не выходят за амплитуду разброса результатов, поэтому эти результаты не обладают статистической достоверностью. Для этих детей 8-ми занятий оказалось недостаточным для полного овладения движениями быстрого бега.

Таблица1.

Технические результаты пробегания 30 м со старта

Участники

Количество

Исходные данные

М, Т±о,р=

Конечные дан­ные

М, Т + о, р=

Группа отлично освоивших движения

34 (15м.+ 19дев.)

М=б,4±0,4 сек

р=0,05

М=5,9±0,3 сек

р=0,05

Группа освоивших движения с погрешностями

77 (42м. + 35дев.)

М=б,9±0,7 сек

р=0,1

М=б,6±0,б сек

р=0,1

Троекратное выделение (в качестве исполнителя, наблюдателя и помощника) ребенком свойств движений быстрого бега, по-видимому, способствовало более прочному усвоению содержания движений.

Был проведен эксперимент с братьями-погодками, учащихся первого класса (6-7 лет). Им было предложено освоить метание молота в полной координации. Эксперимент проводился ди­пломантом Латвийского государственного института физкультуры Я.Э.Колидзеем весной 1998 года. Занятия проводились 5 раз в неделю на протяжении 4х недель. Всего проведено 18 занятий продолжительностью по одному часу.

Задачей первоначального обучения было поставлено: сделать для детей пере­движение с вращаемым молотом таким же свободным и привычным, как ходьба или бег. Для этого экспериментатором была объявлена игра «Маршрут езды по город». На волейбольной площадке мелом был нарисован «город-лабиринт». Задание состояло в том, чтобы ребенок, вращаясь с молотом в руках, продвигался по избранному маршруту. Перед «въездом в «город» ребенок изучал маршрут и запоминал места поворотов маршрута. Затем становился в месте «въезда в города и начинал передвижение.

Страницы: 1 2 3


Влияние речи родителей
В каждой культуре происходит успешная передача языка детям, и существует множество методов, с помощью которых родители облегчают своему ребенку задачу овладения им. Так, исследователи, наблюдая за американскими детьми, заметили, что ухаживающие за ними взрослые задают им вопросы для того, чтобы проверить, насколько хорошо те понимают пр ...

Предотвращение конфликтов
Цель предотвращения конфликтов - создание таких условий деятельности и взаимодействия людей, которые минимизировали бы вероятность возникновения или деструктивного развития противоречий между ними. Для предупреждения негативных последствий конфликтов необходимо вовремя распознать конфликтную ситуацию и не допустить развитие конфликта в ...

Опросник «Баса-Дарки»
Авторы данного теста (1) считают, что агрессивность имеет количественную и качественную характеристику. Как всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного значения. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Иначе это будет пассивная и конформная личност ...

Категории