Введение
В психологии создано много теорий, по-разному объясняющих психическое развитие ребенка, его истоки. Их можно объединить в два больших направления — биологизаторское и социологизаторское. В биологизаторском направлении ребенок рассматривается как существо биологическое, наделенное от природы определенными способностями, чертами характера, формами поведения. О! А вот здесь https://karmelpilates.com/ действительно ценная инфа. Спасибо.
В рамках биологизаторского направления возникла теория рекапитуляции, основная идея которой заимствована из эмбриологии. Эмбрион (человеческий зародыш) во время своего внутриутробного существования проходит путь от простейшего двуклеточного организма до человека
Перенесенный в возрастную психологию, биогенетический закон позволил представить развитие психики ребенка как повторение основных стадий биологической эволюции и этапов культурно-исторического развития человечества.
Противоположный подход к развитию психики ребенка наблюдается в социологизаторском направлении. Его истоки — в идеях философа XVII века Джона Локка. Он считал, что ребенок появляется на свет с душой чистой, как белая восковая доска (tabula rasa). На этой доске воспитатель может написать все, что угодно, и ребенок, не отягощенный наследственностью, вырастет таким, каким его хотят видеть близкие взрослые.
Отделение ребёнка от взрослого к концу раннего возраста создаёт предпосылки для создания новой социальной ситуации развития. В чём же она заключается? Впервые ребёнок выходит за пределы своего семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых людей. Идеальной формой, с которой ребёнок начинает взаимодействовать, становится мир социальных отношений, существующий в мире взрослых людей. Идеальная форма, как считал Л.С. Выготский, это та часть объективной действительности, (более высокая чем уровень, на котором находится ребёнок), с которой он вступает в непосредственное взаимодействие; эта та сфера, в которую ребёнок пытается войти. В дошкольном возрасте этой идеальной формой становится мир взрослых людей. По словам Д.Б. Эльконина, здесь дошкольный возраст вращается как вокруг своего центра, вокруг взрослого человека, его функций, его задач.
Актуальность исследования определяется тем, что на формирование личности ребёнка дошкольного возраста, решающее значение оказывает его микросоциальное окружение, а именно семья.
Роль семьи в развитии ребёнка чрезвычайно велика. Факторы, которые влияют в семье на личность ребёнка, условно подразделяются на три группы.
Первая – это социальная микросреда семьи, в которой осуществляется приобщение детей к социальным ценностям и ролям, введение их в сложности и противоречия современного мира.
Вторая – это внутри- и внесемейная деятельность по преимуществу бытовой труд.
Третья группа – это собственно семейное воспитание, некий комплекс целенаправленных педагогических воздействий.
Объект исследования – социальная адаптация ребёнка в дошкольном возрасте.
Предмет исследования – влияние стиля родительского отношения на социальную адаптацию ребёнка.
Целью исследования явилось изучение взаимосвязи стиля родительского отношения и социальной адаптации ребёнка в дошкольном возрасте.
Для реализации цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить психологическую литературу, касающуюся современных исследований роли семейных отношений в формировании личности ребёнка
2. Изучить стиль родительского отношения матерей и отцов детей дошкольного возраста.
3. Изучит специфику родительско–детских отношений с точки зрения ребёнка-дошкольника.
4. Изучить социальную адаптацию ребёнка в дошкольном возрасте.
5. Изучить влияние стиля родительского отношения на социальную адаптацию ребёнка-дошкольника.
В работе были использованы следующие методики: Методика «Рисунок семьи», методика исследования межличностных отношений ребёнка Рене Жиля, методика исследования родительских отношений Столина – Варга.
Обработка данных исследования осуществлялась с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена.
Исследование проводилось на базе детского сада №307 Орджоникидзевского района г. Харькова. В исследовании приняло участие 20 семей, имеющих детей дошкольного возраста (5,5 – 6 лет).
Различение эмоции и чувства
Термины "эмоция" и "чувство" до сих пор употребляются с большой неопределенностью и путаницей, что соответствует неопределенности и разнообразию мнений об основах, условиях возникновения и функциях тех процессов, к которым эти термины относятся. После многолетней систематической работы над тем, чтобы сделать представ ...
Что думают мужчины и женщины о руководителе-женщине
В настоящее время в науке управления сформулировано свыше 80 положительных качеств, каждое их которых имеет свою противоположность. При этом не следует абсолютизировать саму последовательность качеств: это - на первом месте, другое – на втором и т.д. У каждого человека свое восприятие конкретного руководителя. Но многие мнения в сумме с ...
Задержка психического развития
В современном значении "задержка психического развития" понимаются синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых). То есть, это состояние замедленного темпа реализации закодированных в генотипе свойств организма вследствие временно и мягко д ...