Материалы » Мотивы поведения дошкольников » Практическое изучение поведения старших дошкольников в контексте действенности у них общественного и личного мотива. Описание методики и хода проведения исследования

Практическое изучение поведения старших дошкольников в контексте действенности у них общественного и личного мотива. Описание методики и хода проведения исследования

Исследование мотивов поведения дошкольников проводилось на базе ДДУ № 9 и СОШ №3 г. Солигорска Минской области. В исследовании приняло участие две группы дошкольников. Первая группа в количестве 10 человек состояла из детей 5-5,5 лет; вторая группа (имела такое же количество участников)- из детей 6,5-7 лет.

Все участники исследования были подобраны таким образом, что бы их социальный и интеллектуальный уровень был приблизительно одинаковым. Все дети воспитывались в полных семьях, не имели серьезных проблем в поведении, характеризовались в общем с удовлетворительной стороны.

Для изучения поведения дошкольников в контексте действенности общественного и личного мотива использовалась одноименная методика, предлагаемая Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной в «Практикуме по детской психологии»[22,c.64-65].

Выбор данной методики обуславливается, прежде всего, ее простотой и удобством применения с группой детей-дошкольников.

Рассмотрим подробно вышеуказанную методику, так как она, по сути, отображает главное содержание данной главы.

Для проведения исследования необходимо подготовить скорлупу грецких орехов, цветную бумагу.

Исследование состоит из двух этапов.

На первом этапе экспериментатор учит детей делать лодочки с парусом из скорлупы грецкого ореха, затем предлагает взять их домой и поиграть с ними в воде[1]. После этого экспериментатор проводит повторное занятие с тем же материалом: «Давайте сделаем лодочки для малышей. Они любят пускать лодочки, а мастерить их не умеют. Но если вы хотите, можете сделать лодочки и оставить их себе».

В конце занятия тем, кто решил подарить игрушку, индивидуально задается вопрос: «Почему ты хочешь подарить лодочку малышам?»

На втором этапе экспериментатор учит детей делать вертушку. Он говорит: «Сделанные игрушки вы можете подарить малышам, так это доставит им большое удовольствие. А можете оставить себе».

Если ребенок пытается пойти на компромисс («можно, я две сделаю»), нужно сказать, что больше нет материала, и он должен сам решить, кому достанется игрушка.

После проведенных этапов исследования производится обработка полученных данных. На каждом этапе подсчитывается количество дошкольников, решивших подарить игрушку малышам (действуют по общественному мотиву) и оставивших игрушку себе (действуют по личному мотиву). Сравнивают, насколько действенны личные и общественные мотивы у дошкольников в разных ситуациях[2].


Применение аутогенной тренировки в пенитенциарных учреждениях. Особенности применения психологом нервно-мышечной релаксации
Существуют достаточные эффективные способы снижения уровня нервного психоэмоционального напряжения человека путем полного расслабления (релаксации) мышц тела. Начало их научной разработки было положено Э. Джекобсоном, предположившим, что есть прямая зависимость между тонусом скелетной мускулатуры и различными формами отрицательного эмоц ...

Социальная готовность к школе
Социальная готовность представляет собой готовность к новой форме отношений, в ситуации школьного обучения. Поход в школу это, прежде всего, обретение нового социального статуса школьника. Он вступает в новые общественные отношения, модели ребенок-учитель, которая впоследствии влияет на отношения ребенка с родителями и ребенка со сверс ...

Методологические принципы клинической психологии
Междисциплинарный статус клинической психологии делает эту дисциплину особо чувствительной к решению основной теоретико-методологической проблемы современной науки — проблемы «природы человека» как существа биосоциального по своим внешним проявлениям. Психология имеет дело с особой реальностью — субъективной, которая далеко не всегда со ...

Категории