Материалы » Мотивы поведения дошкольников » Практическое изучение поведения старших дошкольников в контексте действенности у них общественного и личного мотива. Описание методики и хода проведения исследования

Практическое изучение поведения старших дошкольников в контексте действенности у них общественного и личного мотива. Описание методики и хода проведения исследования

Исследование мотивов поведения дошкольников проводилось на базе ДДУ № 9 и СОШ №3 г. Солигорска Минской области. В исследовании приняло участие две группы дошкольников. Первая группа в количестве 10 человек состояла из детей 5-5,5 лет; вторая группа (имела такое же количество участников)- из детей 6,5-7 лет.

Все участники исследования были подобраны таким образом, что бы их социальный и интеллектуальный уровень был приблизительно одинаковым. Все дети воспитывались в полных семьях, не имели серьезных проблем в поведении, характеризовались в общем с удовлетворительной стороны.

Для изучения поведения дошкольников в контексте действенности общественного и личного мотива использовалась одноименная методика, предлагаемая Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной в «Практикуме по детской психологии»[22,c.64-65].

Выбор данной методики обуславливается, прежде всего, ее простотой и удобством применения с группой детей-дошкольников.

Рассмотрим подробно вышеуказанную методику, так как она, по сути, отображает главное содержание данной главы.

Для проведения исследования необходимо подготовить скорлупу грецких орехов, цветную бумагу.

Исследование состоит из двух этапов.

На первом этапе экспериментатор учит детей делать лодочки с парусом из скорлупы грецкого ореха, затем предлагает взять их домой и поиграть с ними в воде[1]. После этого экспериментатор проводит повторное занятие с тем же материалом: «Давайте сделаем лодочки для малышей. Они любят пускать лодочки, а мастерить их не умеют. Но если вы хотите, можете сделать лодочки и оставить их себе».

В конце занятия тем, кто решил подарить игрушку, индивидуально задается вопрос: «Почему ты хочешь подарить лодочку малышам?»

На втором этапе экспериментатор учит детей делать вертушку. Он говорит: «Сделанные игрушки вы можете подарить малышам, так это доставит им большое удовольствие. А можете оставить себе».

Если ребенок пытается пойти на компромисс («можно, я две сделаю»), нужно сказать, что больше нет материала, и он должен сам решить, кому достанется игрушка.

После проведенных этапов исследования производится обработка полученных данных. На каждом этапе подсчитывается количество дошкольников, решивших подарить игрушку малышам (действуют по общественному мотиву) и оставивших игрушку себе (действуют по личному мотиву). Сравнивают, насколько действенны личные и общественные мотивы у дошкольников в разных ситуациях[2].


Мозг и сознание
Особенностью психики человека является осознанность многих процессов его внутренней жизни. Сознание — функция человеческого мозга. Его часто определяют как «высший уровень психического отражения действительности, присущий только человеку как общественноисторическому существу». Конкретизируя такое определение, Д.И. Дубровский подчеркивае ...

Функции конфликта
В представлениях многих людей конфликты ассоциируются с сугубо отрицательными явлениями: войнами и революциями, междоусобицами и скандалами. Поэтому, как правило, конфликт представляется как явление нежелательное и вредное. На самом же деле это не всегда так. Последствия конфликта могут быть как отрицательными, так и положительными. ...

Готфрида Вильгельма Лейбница (1646 – 1716)
Отец известного немецкого философа и психолога был профессором философии в Лейпцигском университете. Научная атмосфера способствовала тому, что Лейбниц еще в школе был убежден, что посвятит свою жизнь науке. Он обладал энциклопедическими знаниями и написал работы во многих областях науки – в математике им открыто дифференциальное и инте ...

Категории