Материалы » Мотивы поведения дошкольников » Практическое изучение поведения старших дошкольников в контексте действенности у них общественного и личного мотива. Описание методики и хода проведения исследования

Практическое изучение поведения старших дошкольников в контексте действенности у них общественного и личного мотива. Описание методики и хода проведения исследования

Исследование мотивов поведения дошкольников проводилось на базе ДДУ № 9 и СОШ №3 г. Солигорска Минской области. В исследовании приняло участие две группы дошкольников. Первая группа в количестве 10 человек состояла из детей 5-5,5 лет; вторая группа (имела такое же количество участников)- из детей 6,5-7 лет.

Все участники исследования были подобраны таким образом, что бы их социальный и интеллектуальный уровень был приблизительно одинаковым. Все дети воспитывались в полных семьях, не имели серьезных проблем в поведении, характеризовались в общем с удовлетворительной стороны.

Для изучения поведения дошкольников в контексте действенности общественного и личного мотива использовалась одноименная методика, предлагаемая Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной в «Практикуме по детской психологии»[22,c.64-65].

Выбор данной методики обуславливается, прежде всего, ее простотой и удобством применения с группой детей-дошкольников.

Рассмотрим подробно вышеуказанную методику, так как она, по сути, отображает главное содержание данной главы.

Для проведения исследования необходимо подготовить скорлупу грецких орехов, цветную бумагу.

Исследование состоит из двух этапов.

На первом этапе экспериментатор учит детей делать лодочки с парусом из скорлупы грецкого ореха, затем предлагает взять их домой и поиграть с ними в воде[1]. После этого экспериментатор проводит повторное занятие с тем же материалом: «Давайте сделаем лодочки для малышей. Они любят пускать лодочки, а мастерить их не умеют. Но если вы хотите, можете сделать лодочки и оставить их себе».

В конце занятия тем, кто решил подарить игрушку, индивидуально задается вопрос: «Почему ты хочешь подарить лодочку малышам?»

На втором этапе экспериментатор учит детей делать вертушку. Он говорит: «Сделанные игрушки вы можете подарить малышам, так это доставит им большое удовольствие. А можете оставить себе».

Если ребенок пытается пойти на компромисс («можно, я две сделаю»), нужно сказать, что больше нет материала, и он должен сам решить, кому достанется игрушка.

После проведенных этапов исследования производится обработка полученных данных. На каждом этапе подсчитывается количество дошкольников, решивших подарить игрушку малышам (действуют по общественному мотиву) и оставивших игрушку себе (действуют по личному мотиву). Сравнивают, насколько действенны личные и общественные мотивы у дошкольников в разных ситуациях[2].


Общее понятие рефлексии.
В научной литературе существует множество точек зрения на проблему рефлексии. В современных энциклопедиях рефлексия определяется как "форма теоретической деятельности общественно-развитого человека, направленная на осмысление всех своих собственных действий и их законов; деятельность самопознания, раскрывающая специфику духовного ...

Личностно-ориентированная модель взаимодейтсвия взрослого с ребенком
· Ее характерные черты: Цель общения: обеспечить ребенку чувство психологической защищенности, доверия к миру, радости существования (психологическое здоровье); формировать начало личности; развивать его индивидуальность. Воспитывающий не подгоняет развитие детей к заранее известным канонам, а предупреждает возникновение возможных ту ...

Общее представление о личности в психологии. Основные психологические теории личности. Структура личности
Каждый человек как представитель биологического вида имеет определённые врождённые особенности. Строение тела обуславливает возможность прямохождения, структура мозга – развитие интеллекта, строение руки – возможность использования орудий труда. Всеми этими чертами младенец человека отличается от детёныша животного. Принадлежность конкр ...

Категории