Двигательная деятельность и основы возрастной периодизацииСтраница 1
Обращаясь в качестве методологической основы к учению П.К. Анохина о функциональной системе и системогенезе, с полным основанием, возможно, предположить, что одним из основных системообразуюпщх факторов физического состояния человека является его оптимальная двигательная деятельность.
Наряду с целым комплексом факторов (питание, социально-экономические условия, климато-географические условия), которые во многом определяют и саму двигательную деятельность, конечным результатом этой функциональной системы является оптимальный для данного конкретного человека на конкретном этапе его жизни физический статус.
Он, в конечном счете, обеспечивает оптимальную двигательную деятельность человека, как обыденную, так и организованную. Таким образом, физическое состояние является способностью к выполнению физической работы, занятиям физической культурой и спортом. С одной стороны, оптимальное физическое состояние обеспечивает оптимальную двигательную деятельность человека, с другой, сама двигательная деятельность является основным системообразующим фактором физического состояния. Эта замкнутая система саморегулируется и саморазвивается.
Наиболее существенным фактором, который обеспечивает глубокие преобразования организма ребенка в самых ранних стациях его возрастного развития, является мышечная деятельность.
«Деятельность можно определить как специфически человеческую, регулируемую сознанием "внутреннюю" (психическую) и "внешнюю" (двигательную) активность, направленную на достижение сознательно поставленной и имеющей общественную значимость цели. Двигательная деятельность - один из важнейших социально-биологических факторов, формирующих организм человека, обеспечивающих равновесие между организмом и внешней средой и способствующих совершенствованию механизмов регуляции процессов метаболической адаптации».
Следует отличать обыденную или физическую активность, которая обусловлена жизненными условиями и окружающей внешней средой: перемещение в пространстве, физический труд, выполнение домашней работы, от специально программируемой двигательной активности, физкультурно-оздоровителъная, спортивная деятельность. В основе программируемой двигательной активности лежат физические упражнения.
Исследования И.А. Аршавского доказывают исключительную роль двигательной деятельности ребенка для развития его организма и формирования самой биологической основы, на которой в дальнейшем возникает все богатство нормальных поведенческих реакций человека.
Признание исключительного биологического значения движений нашло свое воплощение в представлении о кинаофилии - нейрофизиологическом механизме, который обеспечивает активность моторики как системной основы, стержня интеграции первостепенной биологической важности. Кинозофилия делает возможным несколько продленное по сравнению с животными, в какой - то мере отсроченное на период после рождения развитие двигательного аппарата и тесно связанных с ним внутренних органов.
Важно учитывать, что в период роста и развития индивидуума наиболее ярко проявляются те особенности организма, которые дают ему эволюционные преимущества по сравнению с другими индивидуумами. Это положение, признаваемое многими биологами, подтверждает особую целесообразность создания именно в детском возрасте благоприятных условий для развития двигательной функции, от которой в значительной мере зависит здоровое и гармоничное формирование растущего организма.
Различение эмоции и чувства
Термины "эмоция" и "чувство" до сих пор употребляются с большой неопределенностью и путаницей, что соответствует неопределенности и разнообразию мнений об основах, условиях возникновения и функциях тех процессов, к которым эти термины относятся. После многолетней систематической работы над тем, чтобы сделать представ ...
Сущность процесса
До сих пор ученым почти неизвестно о механизме воображения. Эта форма характерна только для человека и странным образом связана с деятельностью организма. Благодаря воображению человек творит и разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Воображение является основой наглядно – образного мышления, позволяющему человеку ориентиро ...
Нарушения мышления
Нарушения мышления являются одним из наиболее часто встречающихся симптомов при психических заболеваниях. Клинические варианты расстройств мышления чрезвычайно многообразны. Некоторые из них считаются типичными для той или другой формы болезни. При установлении диагноза заболевания психиатр часто руководствуется наличием того или другог ...