Материалы » Психофизиология » Двигательная деятельность и основы возрастной периодизации

Двигательная деятельность и основы возрастной периодизации
Страница 3

Данные исследований (И.А. Аршавский; Э.И. Аршавская, В.Д. Розанова) позволили прийти к заключению, что основным и существенным критерием, который должен быть принят при делении онтогенеза на отдельные периоды, является способ взаимодействия организма с соот­ветствующими условиями среды в каждом из них.

Сущность онтогенеза отразил в своей концепции системогенеза П.К. Анохин. «Системогенез - это избирательное и ускоренное по темпам развитие в эмбриогенезе разнообразных по качеству и локализации структурных образований, которые, консолидируясь в целом, интегрируют полноценную функциональную систему, обеспечивающую новорожденному выживание».

Применительно к постэмбриональному периоду онтогенеза системогенез состоит в следующем. «Каждый возрастной период характеризуется определенным сочетанием условий существования, требующим определенных форм адаптации». Так повторялось из поколения в поколение многие тысячи лет. Благодаря этому в ходе филогенеза выработалось, а в онтогенезе реализуется генетически обусловленное опережающее отражение действительности. На каждом предшествующем этапе возрастного развития генотипом запрограммировано избирательное развитие структур, биохимических и других предпосылок для формирования функ­циональных систем, обеспечивающих адаптивное поведение и выживание в новых условиях, характерных для последующего возрастного периода. В начале нового возрастного периода функциональная система примитивна и малоэффективна, затем по мере многократно повторяющегося воздействия новых условий в процессе многократного функционирования устанавливаются все более совершенные взаимосвязи между компонентами функциональной системы, происходит взаимная подгонка степеней развития каждого из них обеспечивающая максимальное взаимосодействие в получении приспособительного результата.

Концепция системогенеза предполагает гетерохронизм в созревании различных функций и фрагментарность в созревании отдельных структур и функций целого органа или системы органов.

Концепция системогенеза в четкой форме постулирует закономерности развития организма, подготавливающие его к встрече с экологическими факторами среды. При развитии теоретических представлений П.К. Анохина в концепции системогенеза были выявлены закономерности более общего характера и расширено понимание "классического" системогенеза до понимания его как закономерностей формирования всякого поведенческого акта организма любого возраста, включая производственную и спортивную деятельность взрослого человека. Системогенез поведенческого акта определен как "становление, автоматизация и разрушение системных квантов поведения в процессе индивидуальной деятельности человека и животных".

Системогенетические положения об экологической обусловленности формирования функциональных систем приводят к выводу, что наиболее адекватно формирование и эволюция целенаправленного поведения могут быть исследованы у животных в экологически адекватной среде их обитания.

«Каждый возрастной период характеризуется своими специфическими особенностями физиологических отправлений и соответственно своими специфическими актами поведения, отражающими некую форму взаимодействия с определенными условиями среды, типично представленными в соответствующем возрасте».

Страницы: 1 2 3 4


Внимание и психическое время.
На том участке исследовательского маршрута, который ведет от анализа памяти и воображения к целостной структуре сознания как более интегрального образования, объединяющего когнитивные, эмоциональные и регуляционно-волевые компоненты человеческой психики, располагается еще одна существенная психологическая проблема – проблема внимания, е ...

Организация работы. Контракт о супервизии.
2.1.1 Супервизор несет ответственность за разъяснение всех договорных обязательств. 2.1.2 В случае необходимости супервизоры должны предоставить супервизантам сведения о своем образовании, теоретической позиции, квалификации и используемых методах супервизии. 2.1.3 Супервизоры должны организовать условия для проведения супервизии, уде ...

Макро- и микросреда как базовые факторы становления одаренной личности
Нами были исследованы особенности восприятия одаренной личности в макро- и микросреде и предприняты попытки обоснования того или иного отношения. В исследовании приняли участие следующие группы испытуемых: · родители детей, не признанных одаренными (не проходивших тестирования для выявления одаренности или набравших меньше необходимого ...

Категории