Материалы » Психофизиология » Двигательная деятельность и основы возрастной периодизации

Двигательная деятельность и основы возрастной периодизации
Страница 2

«Одним из общих методических принципов в физическом воспитании является принцип возрастной адекватности направлений многолетнего процесса физического воспитания. Этот принцип обязывает последовательно изменять доминирующую направленность процесса физического воспитания в различных его стадиях соответственно тенденциям возрастного развития, то есть применительно к естественно сменяющимся периодам онтогенеза, особенно периодам возраста физического развития».

В наиболее общей форме периодизация онтогенеза для млекопитающих предложена школой А.В. Нагорного. Приведенная периодизация онтогенеза опиралась на учет показателей скорости роста и дифференцирован тканей и органов, изменения соотношения морфофизиологических характеристик в процессе развития, на анализ изменений напряженности и характера обмена веществ, а также на учет изменений в молекулярной биологии клеток и межклеточного вещества в связи с меняющимися взаимоотношениями организма со средой на разных этапах онтогенеза.

«Согласно этой периодизации в жизненном цикле индивидуального развития различают два периода: пренатальный и постнатальный. Постнатальный в свою очередь делится на три больших периода: период роста, во время которого происходит постепенное увеличение веса тела и формирование морфологических, физиологических и биохимических особенностей организма, характеризующих представителей соответствующего вида; период зрелости, когда перечисленные особенности достигают полноценного расцвета и продолжают оставаться в основном однозначными; период старости, по преимуществу инволюционный пер кед, характеризующийся уменьшением размеров тела, постепенным ослаблением всех его физиологических отправлений и, наконец, затуханием жизненного процесса».

Среди всех факторов, обусловливающих мощность диссимиляторных процессов (гипоксия, низкая температура среды, питание, деятельность), И.А Аршавский выделяет двигательную активность. Он утверждает, что, начиная со второго года жизни напряженность диссимилядии, а соответственно и избыточный анаболизм, лежащий в основе роста и развития организма, определяются главным образом объемом двигательной активности.

Благодаря фазнотетанической деятельности скелетных мышц формируются Тормозные процессы, парасимпатический тонус, организуется отдых, экономизация деятельности, повышаются функциональные возможности не только скелетных мышц, но и всех органов и систем организма и стимулируются процессы роста.

Сравнительно-онтогенетические исследования И.А. Аршавского и сотрудников позволили прийти к заключению, что неодинаковая продолжительность жизни у разных видов млекопитающих определяется особенностями развития у них скелетной мускулатуры, обу­словливаемыми соответствующими экологическими факторами. Данные исследований привели к формированию «энергетического правила скелетных мышц», позволяющего понять не только, специфические особенности физио­логических отправлений организма в различные возрастные периоды, но и причины неодинаковой продолжительности жизни у различных видов млекопитающих.

Сущность энергетического правила скелетных мышц состоит в том, что двигательная активность, стимулируемая эндогенно в связи с необходимостью удовлетворения пищевой потребности или экзогенно е связи с действием стрессовых раздражений, является фактором функциональной индукции анаболизма. Особенность последнего - не просто восстановление исходного состояния, а обязательное избыточное восстановление энергетических потенциалов, за счет которых в последующий момент может быть осуществлен больший объем функций.

Страницы: 1 2 3 4


Развитие индивидуальности в семье и в детском саду
Ребенок – это центральная фигура образования, его объект и субъект. Именно для ребенка и ради него существуют детские сады и школы, воспитатели и учителя. На него направлены усилия и надежды педагогов и родителей. Родители бережно передают педагогам самое ценное, что у них есть – своего сына или дочку. Ребенок раньше был открыт для роди ...

Отличие представления от других уровней.
Воображение особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью Воображение (фантазия), психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся челове ...

Общественно – психологическая среда конфликта
Это совокупность тех настроений, мнений, забот, чувств и переживаний, в которых развивается конфликт. Эти факторы являются объективными для участников конфликта, ибо они заданы им изначально и не зависят от их воли, сознания и желаний. Эта среда также, как и физическая, проявляется на микро - и макроуровнях общественной системы. На мик ...

Категории