Материалы » Воображение у дошкольников » Развитие воображения у дошкольников

Развитие воображения у дошкольников

Представления воображения формируются у детей на базе развития их восприятия. Обогащая опыт восприятий и специальных наблюдений ребенка, воспитатель тем самым обогащает и развивает его воображение.

У детей третьего года жизни можно наблюдать первые проявление воображения. К этому времени у ребенка накопился уже некоторый жизненный опыт, который дает материал для работы воображения. Воздействие окружающей жизни, влияние взрослых постепенно все более обогащает опыт ребенка-основу развития воображения.

С первого взгляда кажется, что у детей-дошкольников воображение развито лучше, чем у более старших детей. Легкость и своеобразие комбинаций образов воображения, которые возникают у детей этого возраста, привели некоторых исследователей к мысли о богатстве воображения у дошкольников. Однако в действительности эта легкость комбинирования образов указывает как раз на слабость воображения. Еще К.Д. Ушинский говорил о том, что для ребенка не существует невозможного потому, что он еще не знает, что возможно, а чего не может быть. Именно поэтому дети младшего дошкольного возраста часто смешивают воображаемое с действительным. .

Особенно интенсивно развиваются представления воображения у детей дошкольного возраста. Этому благоприятствует процесс обучения и воспитания, в ходе которого ребенок знакомится с очень широким кругом предметов и явлений окружающего мира.

Среди дошкольников есть дети с очень бледными, слабыми представлениями, есть дети, не умеющие произвольно вызывать представления и оперировать ими в процессе обучения. С такими детьми надо много работать, обогащать их представления, тренировать в умении делать волевые усилия для того, чтобы произвольно вызывать то или иное представление.

У дошкольного возраста воображение опирается уже на довольно значительный жизненный опыт и на все возрастающие знания. Воображение у школьника развивается так, что создаваемые образы все больше и больше соотносятся с практикой. Если трех-, четырехлетнему ребенку достаточно двух-трех палочек - и модель самолета готова, то для семи-, восьмилетнего школьника необходимо, чтобы модель была, как настоящий самолет.

Важнейшая задача воспитателя - так подготовить детей к обучению в школе, чтобы у них накапливались и совершенствовались возможно более яркие и конкретные представления об окружающей действительности.

Образы воображения, возникающие у школьников 1-2 классов в процессе творческой деятельности, так же как и у дошкольников, еще крайне неустойчивы и легко изменяются под влиянием возникающих, иногда случайных, ассоциаций. Эти образы нуждаются в опоре на восприятие. Дошкольникам обычно не удается полностью воссоздать в рисунке или даже в словесном отчете образы прочитанного текста. Воссоздаваемые образы неустойчивы, постоянно меняются.

А у школьника образы уже устойчивы и он уже может их воссоздать. Как показали исследования, на первом этапе развития воссоздающего воображения дошкольник еще, использует данные читаемого текста, однако это продолжается очень короткое время. Затем обычно начинает отвлекаться: у него возникают случайные образы, которые не имеют отношения к тексту. Воссоздать систему образов, сложную картину ребенок этого возраста еще не может. Доказано, что этот существенный недостаток процесса воображения у детей может быть постепенно устранен при обучении.

Огромное значение для развития воссоздающего воображения у детей имеет обогащение их зрительного опыта. Но простая тренировка процесса воображения без использования новых данных восприятия обычно не ведет к усовершенствованию воссоздающего воображения детей.

Они еще не могут представить себе машину как целостный механизм, она им кажется совокупностью изолированных частей; они еще не осознают принципов ее устройства, начинают рассуждать: "Какая машина должна быть? Как ее собирать?" Это рассуждение уже начало элементарного планирования.

Итак, деятельность воссоздающего воображения дошкольного возраста теснее связывается с деятельностью мышления и сочетается с большими волевыми усилиями.

Развитие воображения у детей создает предпосылки для эстетического воспитания, а хорошо поставленное эстетическое воспитание в свою очередь развивает воображение. На развитие воображения детей влияет чтение художественной литературы; просмотр картин, кино, посещение театров, организованное слушание музыки, восприятие природы и т.п. Благодаря знакомству с искусством образы воображения у детей становятся более полными и яркими.


Стиль родительского отношения матерей и отцов детей дошкольного возраста.
Результаты исследования стилей родительского отношения матерей и отцов детей-дошкольников представлены в таблице 2.1. Таблица 2.1. Стили родительского отношения матерей и отцов детей дошкольного возраста № п/п Стиль отношения Ранг стиля Мамы (среднее) Ранг стиля Папы (среднее) 1 Отвержение 4 37,5% ...

Комплексы упражнений направленных на развитие рефлексии.
Автопортрет. Цель упражнения: - формирование умений распознавания незнакомой личности, - развитие навыков описания других людей по различным признакам. Представьте себе, что вам предстоит встреча с незнакомым человеком и нужно, чтобы он узнал вас. Опишите себя. Найдите такие признаки, которые выделяют вас из толпы. Опишите свой внешний ...

Виды смыслов по Франклу: ценности
Франкл выделяет три вида "смыслов" в человеческой жизни, связанные с тремя видами ценностей: "ценности действия", "ценности переживания" и "ценности отношения". Все сказанное выше относится к смыслам (целям), связанным с ценностями действия. Ценность - это то, что важно (ценно) для кого-то. Франк ...

Категории