Материалы » Психодиагностика семейных отношений » Психодиагностика семейных отношений

Психодиагностика семейных отношений
Страница 1

В основе исследования семьи лежит методологическое положение А.Ф. Ануфриева о четырехкомпонентном строении диагностики как научной дисциплины в системах "человек - человек", предполагающее выделение в ней семиотического, технического, деонтологического и логического разделов (компонентов) [Андреева Т. В., 2006, С. 56].

Актуальной задачей психодиагностики семьи на данном этапе ее развития является описание структуры этого объекта психодиагностики, видов отклонений в его состоянии на феноменологическом уровне и на уровне причинных оснований.

Определим структуру семьи как систему правил, по которым семья живет. Правилом будем называть ситуацию, когда одновременно соблюдаются три необходимых условия [Дымнова Т. И., 2007, С. 52]:

1. Периодически в семье воспроизводится то или иное событие.

2. Один или несколько членов семьи имеют установку при определенных условиях совершать некоторые действия, необходимые для того, чтобы это событие произошло.

3. Один или несколько членов семьи имеют соответствующие ожидания, что при определенных условиях это событие произойдет.

На основе анализа литературы по психологии семьи, анализа консультативной практики можно выделить группы правил относительно которых проводится диагностика [Ивлева В. В., 2009, С. 76]:

1. Распределения власти и ответственности в семье.

2. Обмена информацией между членами семьи.

3. Эмоций, преобладающих в семье.

4. Функционирования сфер внутрисемейной деятельности.

5. Взаимодействий между этими сферами.

6. Поведения членов семьи относительно правил, представлений, традиций, предписаний семьи.

7. Личностного роста членов семьи.

В сфере распределения власти и ответственности в семье можно указать на следующие основные правила [Калинина Р. Р., 2008, С. 71]:

1. Члены семьи (и супруги, и дети) чувствуют себя наиболее комфортно в ситуации, когда мужчина (супруг) берет на себя основную долю ответственности за то, что происходит в семье, а женщина (супруга) делегирует ему эту ответственность. Проявлять ответственность означает осуществлять сбор и анализ информации, выстраивать стратегии дальнейшего развития семьи, искать эффективные пути воплощения этих стратегий в жизнь, привлекать дополнительные источники информации в случае затруднений. Сбор информации подразумевает, что мужчина пытается понять и проанализировать собственные потребности, потребности жены и детей, после чего так осуществляет свою активность в семье, чтобы эти потребности удовлетворялись.

2. Дети нуждаются в том, чтобы родители представляли для них авторитет и вели себя как персоны, имеющие авторитет. Авторитет этот должен основываться на ответственности родителей за душевное и/или физическое здоровье детей и их будущее. Если это правило соблюдается, дети ощущают себя защищенными, их воспитание доставляет родителям минимум хлопот. Если нет, дети склонны вести себя деструктивно, подсознательно побуждая родителей занять более авторитетную и ответственную позицию.

3. После вступления в подростковый возраст и особенно в период юношеского возраста дети нуждаются в том, чтобы родители признали за ними право ответственности за свою жизнь и будущее, включая их (детей) право на ошибку. При этом дети нуждаются в информации от родителей, помогающей им самостоятельно формировать свое мировоззрение.

Страницы: 1 2 3


Конфликт=конфликтная ситуация +инцидент
Таким образом, можно сформулировать признаки конфликта: - наличие ситуации, воспринимаемой участниками как конфликтной; - неделимость объекта конфликта, т.е. предмет конфликта не может быть поделен справедливо между участниками конфликтного взаимодействия; - желание участников продолжить конфликтное взаимодействие для достижения сво ...

Описание метода
Диагностический комплекс в разработке состоит из шести заданий, разделенных на четыре серии, отличающих друг от друга по степени сложности. Первая и вторая серии предполагают комплексную и индивидуальную работу детей; третья и четвертая серии ставит ребенка перед необходимостью выполнения заданий только индивидуально. Первая серия заня ...

Кодекс этики.
Супервизия представляет собой деятельность, не имеющую целью извлечение выгоды. Ее основные ценности – это ответственность, беспристрастность и уважение. Супервизоры должны в равной степени заботиться об этичности своей работы независимо от того, является ли их работа оплачиваемой и независимо от того, какой вид супервизии они использую ...

Категории