Материалы » Психодиагностика семейных отношений » Психодиагностика семейных отношений

Психодиагностика семейных отношений
Страница 2

В сфере обмена информацией можно указать на следующие основные правила [Калинина Р. Р., 2008, С. 79]:

1. В подавляющем большинстве ситуаций (если речь не идет об угрозе жизни, физическому и/или психическому здоровью) обмен информацией предпочтительнее выбывания из процесса обмена информацией. Иными словами, не следует торопиться решать проблемы расставаниями, выбыванием из коммуникативного процесса.

2. Поведение членов семьи, направленное на обмен информацией, должно вызывать к себе внимательное отношение. Человек всегда должен получать на свое коммуникативное поведение ответ. При этом нежелательное и/или нетипичное поведение кого-либо из членов семьи следует рассматривать как коммуникативное поведение.

3. Сообщения, которые содержат в себе противоречивую информацию, должны отслеживаться и анализироваться.

4. Сообщения, посылаемые и воспринимаемые на невербальном уровне по умолчанию, в случае конфликтов должны анализироваться на вербальном (словесном) уровне.

5. Темы, обсуждаемые в семье, должны способствовать адаптации семьи в окружающем социальном контексте и повышению качества жизни в семье.

6. Темы должны доводиться до своего логического конца - решений, а не сменяться новыми темами.

Правила относительно эмоций, преобладающих в семье [Калинина Р. Р., 2008, С. 55]:

1. Оценка будущего должна быть оптимистичной в противовес пессимистичной.

2. Мир должен рассматриваться как источник приятных эмоций, жизнь - как зона свободы возможностей.

3. В семье должно быть меньше взаимодействий, связанных с агрессией, враждебностью, борьбой за власть, и больше взаимодействий, связанных с любовью, заботой, поддержкой друг друга.

3. Позитивное отношение членов семьи к жизни проявляется и в позитивном отношении к другим людям. Члены семьи радуются сами себе, друг другу, проявляют открытость и дружелюбие к окружающим. Они побуждают окружающих испытывать в ответ на свое поведение теплые и дружеские чувства.

Относительно сфер внутрисемейной деятельности можно выделить следующие правила [Калинина Р. Р., 2008, С. 82]:

1. В сфере супружеских отношений супруги должны выработать два рода правил: правила, регулирующие отношения супругов таким образом, чтобы потребности супругов максимально удовлетворялись; конструктивные правила ведения переговоров в случае разногласий или необходимости установления новых правил.

2. В сфере родительско-детских отношений супруги (родители) должны выработать: цели воспитательного процесса и правила, по которым дети будут воспитываться, в дальнейшем - соблюдать и совершенствовать эти правила. Правила должны быть ориентированы на цели воспитательного процесса, которые могут быть разными, но в них обязательно должен присутствовать следующий компонент: по достижении возрастной зрелости дети должны быть готовы начать эффективно функционировать в мире самостоятельно, автономно, независимо от родителей.

3. Супружеские конфликты и разногласия не должны негативно отражаться на деятельности супругов по воспитанию детей.

4. Организуя воспитательный процесс, родители должны выделить сферу, в рамках которой ребенок будет учиться эффективному функционированию в мире на опыте самостоятельного поведения и непосредственного участия. Это предполагает умение занимать себя в самостоятельной игровой и/или учебной деятельности, общение со сверстниками, братьями и сестрами. Вмешательство родителей в эту сферу допустимо, если: ребенок сам просит помощи и/или его поведение наносит существенный ущерб ему самому или окружающим. Родители должны организовывать ближайшее социальное окружение ребенка и деятельность детей внутри этого окружения таким образом, чтобы на опыте непосредственного участия дети учились полезному.

Страницы: 1 2 3


Проблема воздействия информационной среды на ребенка
В настоящее время в детской субкультуре происходят изменения, вызывающие растущую озабоченность специалистов, например, психологами многих стран и отечественными специалистами отмечается деградация традиционной детской игры, столь необходимой для психического развития и личностного становления ребенка [Григорьев, 1994; Менджерицкая, 198 ...

Жестокость - психологический феномен и порок
Для того, чтобы обосновать необходимость выделения жестокости в структуре агрессии, необходимо рассмотреть существующие взгляды на саму агрессию. Берковиц заметил, что одна из главных проблем в определении агрессии в том, что в английском языке этот термин подразумевает большое разнообразие действий. Но, несмотря на это, существует цел ...

Направления развития этнопсихологии
В результате разобщенности исследователей к концу 19 в. сформировались две этнопсихологии: этнологическая, которую в наши дни чаще всего называют психологической антропологией, и психологическая, для обозначения которой используют термин кросс-культурная (или сравнительно-культурная) психология. Решая одни и те же проблемы, этнологи и ...

Категории