Проблема жизненного стиля
В последнее время отечественными и зарубежными психологами активно изучается такая личностная характеристика как жизнестойкость. Впервые о данном феномене упомянул С.Мадди, согласно которому жизнестойкость - отражает психологическую живучесть и расширенную эффективность человека, связанную с его мотивацией преобразовывать стрессогенные жизненные события. В противоположность этому, человек с низкой жизнестойкостью окажется максимально чувствительным к различным жизненным трудностям. Как следствие, у него будет развиваться физическое и психическое истощение, ему будут свойственен высокий уровень психических защит.
Но вот возникает вопрос, какие типы психических защит используют люди с разной степенью выраженности жизнестойкости?
Для выявления взаимосвязи между жизнестойкостью и психическими защитами было проведено исследование, в котором приняли участие 177 студентов, обучающихся по очной и очно-заочной форме на факультете психологии Томского государственного университета и Барнаульского государственного университета (мужчины и женщины в возрасте от 17-45 лет). Респондентам было предложено выполнить методику "Жизнестойкость" (автор С.Мадди), позволяющую оценить такие личностные свойства как вовлеченность, контроль и склонность к риску, а также методику "Индекс жизненного стиля" (Р. Плутчик в адаптации Л. И. Вассермана, О. Ф. Ерышева, Е. Б. Клубовой и др.), позволяющих определить характер психических защит личности.
Полученные данные позволили выявить положительную корреляцию показателей методики жизнестойкости: вовлеченности, контроля, и итогового показателя жизнестойкости с защитой "отрицание" ("вовлеченность" r=0,325, p=0,00; "контроль" r=0,306; p=0,00; "жизнестойкость" r=0,317; p=0,00). Исходя из этого, можно предположить, что молодые люди, демонстрирующие высокий уровень защиты "отрицание", отличаются высокой психологической живучестью, склонностью смело вовлекаться в новую деятельность и расширенной эффективностью, которая связана с наличием у них мотивации преобразовывать стрессогенные события в новые жизненные возможности.
Вместе с тем вовлеченность и контроль отрицательно коррелируют с психической защитой "регресс" ("вовлеченность" r=-0,398; p=0,00; "контроль" r=-0,324; p=0,00). Данные закономерности свидетельствуют о том, что респонденты, сталкиваясь с жизненными трудностями, не заменяют решение субъективно более сложных задач на относительно более простые и доступные в сложившихся ситуациях. Скорее наоборот, чувствуют в себе силы и достаточно мотивированны на преодоление жизненных трудностей.
Наряду с этим, у участников нашего исследования была обнаружена отрицательная корреляция между вовлеченностью и психическими защитами "проекция" и "замещение" ("проекция"r=-0,324; p=0,00; "замещение"r=-0,309; p=0,00), а также между жизнестойкостью и психической защитой "проекция" ("жизнестойкость"r=-0,310; p=0,00). В ходе анализа, мы предположили, что вовлеченные люди не впадают в состояние беспомощности и пассивности в ответ на изменения, происходящие в окружающем мире. В большинстве случаев они находят выход эмоциональному напряжению, возникшему под влиянием фрустрирующей ситуации, что в свою очередь приводит к облегчению или достижению поставленной цели. Им свойственно, невзирая на трудности, брать ответственность за принятые решения на себя, а не перекладывать на других.
Интеллектуально-образовательные ценности
Ценности подростков поколения следует рассматривать в ракурсе ее умственного, творческого потенциала, который, к сожалению, значительно снизился за последние годы. Это связано с ухудшением физического и психического состояния подрастающего поколения.
Результаты социологических исследований свидетельствуют: свои интеллектуальные, творче ...
Проблема нравственного выбора в ранней юности.
Ранняя юность – время реального перехода к настоящей взрослости. Юноши и девушки в поисках правильного ответа на нравственные вопросы обращаются к источникам, которыми обычно пользуются взрослые люди. Такими источниками являются реальные, многообразные и сложные человеческие отношения, научная и популярная, художественная литература, ...
Типы и виды агрессии
В научной литературе выделяют следующие виды агрессии:
1. физическая агрессия (нападение)- использование физической силы против другого лица или объекта;
2. вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза , проклятие, ругань);
3. прямая агрессия ...