К вопросу о появлении политического лидерства
В разное время исследователи искали истоки стремлений к власти в разных психологических образованиях – ценностях, мотивах, способностях, даже задатках, разгоралась дискуссия между защитниками теории черт и кросс-ситуативных теорий лидерства и власти, однако к единому мнению так и не пришли. Теории самомониторинга Марка Снайдера с момента своего появления в 1974 г. является попыткой снять остроту противоречий в вопросе о зарождении власти на межличностном уровне. Несмотря на большое количество исследований взаимосвязи самомониторинга с феноменом лидерства, вопрос о роли самомониторинга в стремлении и достижении политической власти до сих пор остается не затронутым специалистами.
В нашем исследовании было задействовано две группы. Первая группа - студенты и аспиранты МГУ им. М.В. Ломоносова (70 человек). Вторая группа - лидеры и активные участники региональных молодежных политических движений демократического толка (79 человек). Мы предположили различный уровень самомониторинга в зависимости от присущего группе уровня политической активности и политического лидерства, а также различную связь с основными механизмами достижения и реализации лидерства, а именно – макиавеллизмом и авторитаризмом. Почти все гипотезы нашего исследования подтвердились, кроме того, были обнаружены дополнительные данные, касающиеся феноменологии самомониторинга.
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Во-первых, самомониторинг связан с явлением политического лидерства и людям, занимающим лидерские позиции в сфере политики, свойственен значимо более высокий уровень самомониторинга. Кроме того, две другие характеристики из области феноменологии власти (макиавеллизм и авторитаризм) также связаны с политическим лидерством.
Во-вторых, главный фактор самомониторинга «Активно-демонстративная адаптивность» является ключевым в реализации стратегии самопрезентации в группе лидеров политических движений, однако активная стратегия гармонично сочетается с использование и второй грани самомониторинга – «Направленности на других», которая в данной группе является поддерживающей основную стратегия функцией. То есть последние осуществляют активные демонстративные техники выстраивания своего образа в публичных ситуациях, не упуская из вида особенности ситуации и окружения. В то время как в среднестатистической группе (студентов) активные техники не всегда сочетаются с пассивными (подстраивание под других), а иногда даже идут в разрез друг с другом (активность, например, может реализовываться способом, противоположным требованиям ситуации).
В-третьих, вне зависимости от параметра политической активности респондентов самомониторинг в большей степени связан с такой характеристикой из области феноменологии власти, как макиавеллизм, и в меньшей степени – с авторитаризмом, причем связь с авторитаризмом обратная. То есть манипулятивные техники занимают значительное место в реализации стратегии самопрезентации людей с высоким самомониторингом, авторитарные техники не свойственны, а анти-авторитарные используются, но в меньшей степени. Кроме того, по полученным результатам политическое лидерство связано с большей свободой выбора техник самопрезентации при реализации той или иной стратегии самопрезентации (нет привязки к определенным техникам).
Невербальное общение в процессе беседы
Невербальное общение включает в себя такие формы самовыражения, которые не опираются на слова и другие речевые символы. Его ценность состоит, в частности, в том, что оно спонтанно и проявляется бессознательно.
Невербальное общение содержит достаточно элементов, которые позволяют убедиться в достоверности того, что сказано словами.
Пон ...
Отличительные черты личности
Итак, что же такое личность, если иметь в виду указанные ограничения? Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение д ...
Развитие личности
Салливан очень тщательно описал последовательность отношений, в которые личность участвует на пути от младенчества ко взрослости, и то, как эти ситуации влияют на формование личности. Очень много внимания Салливан уделил рассмотрению стадий развития личности. Он, отличие от других отстаивал социально-психологический подход к развитию ли ...