Профессиональное самоопределение как аспект воспитательной работы в школе
(социализация)Страница 2
В размышлениях о поведении товарищей складывается система требований не только к их поведению и личным качествам, но и оценка своих собственных достоинств и недостатков. Ориентируясь на товарищей, подражая им, подросток воспитывает в себе те качества, которые особенно ценятся сверстниками.
Что же одобряют и что же осуждают подростки в товарищах?
С одной стороны они ценят качества, характеризующие высокий моральный облик подростка, его нравственные черты: принципиальность, добросовестное отношение к делу, общественную активность, искренность, честность, доброту. С другой стороны, качества, касающиеся непосредственно отношений ребят друг с другом и проявляющиеся в этих отношениях. Коллектив подростков не терпит зазнайства, похвальбы, подчеркивание своих, пусть даже и имеющихся достоинств. Неписаный ребячий кодекс категорически отвергает такое поведение как несоответствующее нормам товарищеских отношений.
В коллективе подростков могут замечаться постоянство, текучесть отношений. Это также является следствием сложности развивающегося внутреннего мира ребят этого возраста. Непостоянство симпатий, смена авторитетов, возрастание и падение влиятельности тех или иных подростков в коллективе есть не что иное, как свидетельство постоянной внутренней работы, «примеривания» поступков и отношений людей к требованиям рождающегося нравственного кодекса.
Нужно помочь подростку разобраться в себе, подсказать, что в нем хорошего, чем он может быть полезен своим товарищам, в чем может помочь им, подсказать ему пути преодоления недостатков. Необходимо помочь понять ребенку, как он выглядит в глазах других. Ни одна ссора подростка не должна оставить учителя равнодушным.
Человек в обществе немыслим без коллектива. Чтобы подросток сумел найти свое место в будущей жизни, он должен овладеть всей богатейшей практикой коллективистских отношений: уметь согласовывать свои желания и интересы с желаниями и интересами коллектива; научиться радоваться общим радостям; печалиться общими печалями; соотносить свою деятельность с общими целями. И подросток готов к этому. Ведь одна из его основных особенностей – неудержимая тяга к общению, к коллективу, к совместной деятельности с товарищами.
Это стремление подростка важно направлять в нужное русло, и роль направляющего должен принять на себя взрослый. Коллективизм – качество, присущее подростку, и важно создавать условия для того, чтобы оно проявилось, чтобы именно оно стало ведущим в формировании личности подростка, мотивировало поступки, действия, все его отношения с людьми. Ведь коллективиста делает общение, и не только общение в большом коллективе, классном или школьном, но и в семье, и в дружбе с товарищами.
Так как большую часть времени подросток проводит в школе, то правильно считать, что в стенах школы создаются условия для развития его личности.
Главная задача в том, чтобы сделать школу координатором и организатором системы воспитания подрастающего поколения. Средства массовой коммуникации, внешкольные учреждения, расширяя диапазон знаний учащихся, составляют конкуренцию школе. С их помощью «совокупные взрослые» воспитывают «совокупных детей», так как программы планируются и контролируются. Если передачи объективны, они невольно способствуют приобщению детей к той стороне жизни, от которой взрослые хотели бы их уберечь. Само название «средства массовой коммуникации» содержит проблему. Пока поток информации был официальным и однонаправленным – пресса, радио, телевидение информировали население о решениях, принятых кем-либо, о событиях, происшедших в мире. Это – работа средств массовой информации. В настоящее время больше внимания уделяется образованию связи, реакции публики на увиденное и услышанное. Тем самым, передача информации превращается в коммуникацию, взаимный обмен, общение с аудиторией.
Исследование взаимосвязей между особенностями
родительско-детских отношений
Наличие сиблинга в семье является важным фактором, влияющим на психическое развитие ребенка. Исследования показывают, что дети, имеющие 50% общих генов и живущие в одной и той же семье, могут существенно различаться по индивидуальным характеристикам. Раньше акцент в исследованиях был сосредоточен на таких статических переменных, как раз ...
Синтез гештальтпсихологии и бихевиоризма необихевиористской теорией
Первые попытки синтеза бихевиоризма и гештальтпсихологии были осуществлены в 20-е годы ХХ в. Кларком Халлом и Эдвардом Чейсом Толменом. Одной из причин разрыва с классическим бихевиоризмом было отрицание пассивности организма во внешней среде. По представлениям бихевиористов организм можно уподобить кувшину кувшину, в который льются сти ...
Группы отклонений
Социальные отклонения - это нарушение социальных норм, которые характеризуются определенной массовостью, устойчивостью и распространенностью.
Отклонения от нормы условно разделятся на четыре группы: физические, психические, педагогические и социальные.
Физические отклонения от нормы, прежде всего, связаны со здоровьем человека и опред ...