Анализ и интерпретация полученных результатов
В исследовании изучались следующие показатели:
1. КС – коммуникативные склонности
2. ОС – организаторские склонности
3. НС – направленность на себя
4. НО – направленность на общение
5. НД – направленность на дело
Полученные средние значения по показателям приведены в таблице 4.1.
Таблица 4.1.
Таблица средних значений
№ |
Показатели |
Студенты I курса |
Студенты V курса |
1 |
КС |
0,68 выше ср. |
0,77 высокий |
2 |
ОС |
0,70 средний |
0,82 высокий |
3 |
НС |
33,52 высокий |
31,50 высокий |
4 |
НО |
32,16 средний |
33,15 средний |
5 |
НД |
24,32 низкий |
27,65 низкий |
Как видно из таблицы, студенты V курса демонстрируют более высокие значения показателей по сравнению со студентами I курса по всем позициям, кроме показателя НС, который у студентов V курса оказался ниже, чем у первокурсников. Это можно объяснить возросшей уверенностью дипломников в себе, они больше ориентированы не на себя лично, а на внешнее окружение. Гендерных различий не выявлено.
Интересно отметить, что направленность на общение в обеих группах демонстрирует средний уровень, а направленность на дело – низкий. Эти факты свидетельствуют, что качества НО и НД недостаточно сформированы у студентов как на начальном этапе обучения, так и на этапе защиты диплома. Наряду с этим коммуникативные способности студентов довольно высоки.
Таблица 4.2 дает представление о росте значений показателей в экспериментальной группе по сравнению с контрольной.
Таблица 4.2.
Таблица роста значений
Качество |
Изменения |
КС |
+ 0.09 |
ОС |
+ 0.12 |
НС |
- 2,02 |
НО |
+ 0.9 |
НД |
+ 3.33 |
Таким образом, в ходе исследования исходная гипотеза относительно того, что
профессионально ориентированное обучение влияет на развитие личностных свойств, психологических качеств, необходимых будущему менеджеру для построения эффективного процесса коммуникации в организации нашла подтверждение. В процессе профессионально ориентированного обучения у студентов V курса по сравнению со студентами 1 курса повышаются значения качеств, являющихся профессионально важными.
Гешталь психология глазами современных психологов.
Законы формирования и развития образов, открытые гештальтпсихологами, противоречат многим концепциям Павлова. По Павлову - для формирования сложных понятий требуется серия повторений. Только тогда образ запечалится. По-гештальттеории: сложнейшие образы часто запечатлеются практически мгновенно и навсегда.
Роль образов в длительное врем ...
Типы зеркального переноса
Типы зеркального переноса, связаны с внешними факторами, действовавшими в прошлой (детской) и нынешней (терапевтической) ситуации. Терапевтическая мобилизация грандиозной самости может возникать либо непосредственно (первичный зеркальный перенос), либо временно в качестве отступления от идеализирующего переноса (реактивная ремобилизация ...
Познавательное развитие детей
Познание -
это сложное образование, в котором можно выделить как минимум 2 компонента, неразрывно взаимосвязанных между собой.
Первый компонент включает в себя информацию, состоящую из отдельных сведений, фактов, событий нашего мира и мыслительные процессы,
необходимые для получения и переработки информации.
Иными словами, сюда относ ...