Трата денег как пагубное поведение
Страница 1

В современных условиях практически каждый человек попадает в ситуации, субъективно переживаемые как трудные и нарушающие привычный ход жизни. Большое значение приобретает всестороннее изучение феномена психологического совладания с жизненными трудностями, связанного с необходимостью преодоления физических и эмоциональных нагрузок.

Для совладания со стрессом каждый человек на основе собственного опыта использует выработанные им копинг-стратегии, исходя из своих адаптивных возможностей и параметров трудной ситуации. Наиболее часто применяемые стратегии объединяются в стили совладающего поведения, представляющие собой более устойчивые личностные образования. Исследователи (R. Lazarus и S. Folkman, N. Endler и J. Parker и др.) выделяли сначала 2, затем 3 базовых стиля совладания: проблемно-ориентированный (рациональное решение проблемы), эмоционально-ориентированный (эмоциональное реагирование на ситуацию) и стиль избегание (уход от решения проблемы), включающий в себя два субстиля: отвлечение (избегание проблемной ситуации через участие в замещающей деятельности) и социальное отвлечение (поиск поддержки у других людей).

При рассмотрении форм отвлечения исследователи наряду с просмотром телепередач и телефильмов, прогулками по любимым местам и т.д., указывают и шопинг (от англ. to shop – покупать в магазине). Но, несмотря на это, на сегодняшний день не существует специальных исследований шопинга как инструмента совладания с трудными ситуациями. Именно это является предметом нашего исследования.

Шопинг представляет собой особое социальное поведение, формирующееся в экономически развитых странах с высокой культурой потребления и развитой структурой рыночных отношений. На данный момент шопинг, или потребительское поведение людей, изучается в основном в рамках экономических, маркетинговых и социологических исследований, акцент в которых делается на изучении социальных и индивидуальных причин предпочтения покупателями того или иного товара или услуги. В психологии исследованию шопинга отводится гораздо меньше внимания. Как правило, исследования шопинга в психологии охватывают такие аспекты, как мотивация покупок и влияние разного рода социально-психологических факторов (мода, реклама и т.д.) на потребление.

Вместе с тем в последнее время все чаще отмечается использование шопинга не только в целях приобретения необходимых товаров, но и как средство снятия эмоционального напряжения и отвлечения от насущных трудностей и проблем. Так, по результатам интерактивного исследования, проведенного компанией ACNielsen в ноябре 2005 года, почти три четверти взрослых жителей России рассматривают шопинг в качестве развлечения и приятного времяпрепровождения. При этом 40% россиян в целях снятия напряжения и достижения эмоционального или психологического подъема используют покупку предметов одежды, а 24% – снимают напряжение через приобретение продуктов питания. Для сравнения: доля любителей такого «терапевтического шопинга», сфокусированных на одежде, в среднем, во всем мире не превышает 18%, а доля любителей «терапевтического» приобретения продуктов питания составляет лишь 10% (Волкова, 2006). Полученные данные позволяют констатировать реальное увеличение в России частоты использования шопинга в целях отвлечения от разного рода трудностей и проблем и определить новую линию исследования шопинга в психологии – как инструмента совладания с трудными ситуациями.

Шопинг представляет собой одну из стратегий отвлечения, входящую в стиль избегание, суть которой заключается в уменьшении эмоционального напряжения, вызванного определенной проблемой, через участие в деятельности, связанной с посещением магазинов (разглядывание витрин, товаров, стеллажей, приобретение вещей, общение с продавцами и др.).

В изучении шопинга как способа совладания мы выделяем несколько линий исследования. Одна из них, на наш взгляд, состоит в изучении факторов, детерминирующих выбор шопинга в качестве стратегии совладания. Мы полагаем, что частота обращения к шопингу как совладанию связана как с определенными индивидуально-психологическими и личностными особенностями субъекта, так и со спецификой стрессовой ситуации.

На сегодняшний день доказано, что одним из факторов, определяющим выбор шопинга в качестве совладания, является пол человека. Женщины более склонны выбирать шопинг в качестве стратегии совладания, нежели мужчины (Крюкова, 2004). В нашем исследовании мы проверяем эти данные, а также предполагаем, что, помимо половых, существуют возрастные различия в обращении к шопингу как стратегии совладания, а также связь между частотой обращения к шопингу как стратегии совладающего поведения и уровнем субъективно воспринимаемого одиночества, самооценкой личности и потребностью в новых впечатлениях и общении. Кроме того, мы предполагаем, что частота обращения к шопингу как стратегии совладающего, а значит, осознанного и целенаправленного, поведения связана и с контекстом конкретных ситуаций, наиболее способствующих выбору этой копинг-стратегии. В своем исследовании мы выявляем ситуации, определяющие выбор субъектом шопинга в качестве стратегии совладания.

Страницы: 1 2


Приложение 1
Опросник КОС 1. Много ли у Вас друзей, с которыми Вы постоянно общаетесь? 2. Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего решения? 3. Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причинённое Вам кем-то из Ваших товарищей? 4. Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации? 5. Есть ...

Отличительные признаки характера
Разные люди в одних и тех же обстоятельствах проявляют разные свойства личности. Например, при общении с новыми незнакомыми людьми одни робки, застенчивы, сдержанны, молчаливы; другие—самоуверенны, оживленны, разговорчивы. Эти различия объясняются, с одной стороны, отношением человека к людям, с другой стороны—индивидуальными особенност ...

Динамизмы
Динамизм – мельчайшая единица, которой можно пользоваться при изучении индивида. Он определяется как «относительно устойчивый рисунок энергетических трансформаций, периодическое возникновение которого характерно для организма на протяжении его существования как живого» (1953, с. 103). Она может быть открытой, общественной, как например, ...

Категории