Трата денег как пагубное поведениеСтраница 1
В современных условиях практически каждый человек попадает в ситуации, субъективно переживаемые как трудные и нарушающие привычный ход жизни. Большое значение приобретает всестороннее изучение феномена психологического совладания с жизненными трудностями, связанного с необходимостью преодоления физических и эмоциональных нагрузок.
Для совладания со стрессом каждый человек на основе собственного опыта использует выработанные им копинг-стратегии, исходя из своих адаптивных возможностей и параметров трудной ситуации. Наиболее часто применяемые стратегии объединяются в стили совладающего поведения, представляющие собой более устойчивые личностные образования. Исследователи (R. Lazarus и S. Folkman, N. Endler и J. Parker и др.) выделяли сначала 2, затем 3 базовых стиля совладания: проблемно-ориентированный (рациональное решение проблемы), эмоционально-ориентированный (эмоциональное реагирование на ситуацию) и стиль избегание (уход от решения проблемы), включающий в себя два субстиля: отвлечение (избегание проблемной ситуации через участие в замещающей деятельности) и социальное отвлечение (поиск поддержки у других людей).
При рассмотрении форм отвлечения исследователи наряду с просмотром телепередач и телефильмов, прогулками по любимым местам и т.д., указывают и шопинг (от англ. to shop – покупать в магазине). Но, несмотря на это, на сегодняшний день не существует специальных исследований шопинга как инструмента совладания с трудными ситуациями. Именно это является предметом нашего исследования.
Шопинг представляет собой особое социальное поведение, формирующееся в экономически развитых странах с высокой культурой потребления и развитой структурой рыночных отношений. На данный момент шопинг, или потребительское поведение людей, изучается в основном в рамках экономических, маркетинговых и социологических исследований, акцент в которых делается на изучении социальных и индивидуальных причин предпочтения покупателями того или иного товара или услуги. В психологии исследованию шопинга отводится гораздо меньше внимания. Как правило, исследования шопинга в психологии охватывают такие аспекты, как мотивация покупок и влияние разного рода социально-психологических факторов (мода, реклама и т.д.) на потребление.
Вместе с тем в последнее время все чаще отмечается использование шопинга не только в целях приобретения необходимых товаров, но и как средство снятия эмоционального напряжения и отвлечения от насущных трудностей и проблем. Так, по результатам интерактивного исследования, проведенного компанией ACNielsen в ноябре 2005 года, почти три четверти взрослых жителей России рассматривают шопинг в качестве развлечения и приятного времяпрепровождения. При этом 40% россиян в целях снятия напряжения и достижения эмоционального или психологического подъема используют покупку предметов одежды, а 24% – снимают напряжение через приобретение продуктов питания. Для сравнения: доля любителей такого «терапевтического шопинга», сфокусированных на одежде, в среднем, во всем мире не превышает 18%, а доля любителей «терапевтического» приобретения продуктов питания составляет лишь 10% (Волкова, 2006). Полученные данные позволяют констатировать реальное увеличение в России частоты использования шопинга в целях отвлечения от разного рода трудностей и проблем и определить новую линию исследования шопинга в психологии – как инструмента совладания с трудными ситуациями.
Шопинг представляет собой одну из стратегий отвлечения, входящую в стиль избегание, суть которой заключается в уменьшении эмоционального напряжения, вызванного определенной проблемой, через участие в деятельности, связанной с посещением магазинов (разглядывание витрин, товаров, стеллажей, приобретение вещей, общение с продавцами и др.).
В изучении шопинга как способа совладания мы выделяем несколько линий исследования. Одна из них, на наш взгляд, состоит в изучении факторов, детерминирующих выбор шопинга в качестве стратегии совладания. Мы полагаем, что частота обращения к шопингу как совладанию связана как с определенными индивидуально-психологическими и личностными особенностями субъекта, так и со спецификой стрессовой ситуации.
На сегодняшний день доказано, что одним из факторов, определяющим выбор шопинга в качестве совладания, является пол человека. Женщины более склонны выбирать шопинг в качестве стратегии совладания, нежели мужчины (Крюкова, 2004). В нашем исследовании мы проверяем эти данные, а также предполагаем, что, помимо половых, существуют возрастные различия в обращении к шопингу как стратегии совладания, а также связь между частотой обращения к шопингу как стратегии совладающего поведения и уровнем субъективно воспринимаемого одиночества, самооценкой личности и потребностью в новых впечатлениях и общении. Кроме того, мы предполагаем, что частота обращения к шопингу как стратегии совладающего, а значит, осознанного и целенаправленного, поведения связана и с контекстом конкретных ситуаций, наиболее способствующих выбору этой копинг-стратегии. В своем исследовании мы выявляем ситуации, определяющие выбор субъектом шопинга в качестве стратегии совладания.
Выводы
В ходе нашего исследования мы получили подтверждение нашей гипотезы. В результате сравнения между собой групп испытуемых выяснено, что профессионально ориентированное обучение влияет на развитие профессионально важных качеств у студентов - будущих менеджеров.
В процессе обучения происходит развитие важных и необходимых субъекту управле ...
Ценностные ориентации подростков
Основой отношения человека ко всем аспектам жизни является направленность его личности. И, по мнению многих авторов, системообразующим фактором направленности личности является структура ценностных ориентаций. Причем компоненты направленности становятся свойствами личности.
Разные авторы в своих работах по-разному классифицируют ценнос ...
Влияние детско-родительских отношений на личностные характеристики
сиблингов
Сиблинговые исследования являются одним из самых информативных методов изучения влияния средовых компонент на вариативность личностных характеристик в генетике поведения. Показано, что особо мощное воздействие на вариативность личностных черт оказывает индивидуальная среда. При этом общая среда играет незначительную роль в детерминации ...