Материалы » Социальный интеллект и воспитание подростков » Особенности психологического развития подростков

Особенности психологического развития подростков
Страница 1

Подростки-близнецы как особая группа требуют специального психологического внимания, поскольку их психическое развитие во многом отличается от развития одиночно рожденных детей. Эти отличия таковы, что без профилактической работы они могут привести к отставанию близнецов в интеллектуальном развитии и к формированию у них личностных черт, мешающих социальной адаптации.

«Близнецовая ситуация» является центральной «психологической» причиной постнатального развития близнецов. Ее специфика, в том, что близнецы ощущают себя скорее членами пары, чем отдельными личностями.

Одним из частых и основных проявлений близнецовой ситуации является задержка речевого развития и различные речевые аномалии, к которым относится и, так называемая, криптофазия – собственный интимный язык близнецов. Слова автономной речи не совпадают по своему значению со словами «взрослых», и она связана с эмоциональным состоянием ребенка относительно конкретной ситуации. Однако у близнецов подобная речь сопровождается эмоциональными реакциями по отношению к определенной ситуации, но понятной только им. Такое появление и развитие автономной речи при отсутствии правильного воспитания со стороны родителей, по словам Семенова В.В. и Кочубея Б.И., связано с крайней «самодостаточностью» и замкнутостью близнецов. Однако, в дошкольном возрасте случаи автономной речи редки. К этому периоду близнецы, как правило, уже овладевают полноценной социализированной речью. Тем не менее, близнецы с трудом привыкают к изменению обстановки и к коллективу. Чаще они довольствуются общением с братом (или сестрой) и не стремятся к сближению с другими детьми, а иногда - активно противятся контакту.

Задержка в речевом развитии может сочетаться с социальной незрелостью, затрудненным общением со сверстниками и воспитателями, а в школе - и с учителями. К тому же у близнецов бывают проблемы в личностном развитии. Им очень трудно отделить себя от своего соблизнеца. Это приводит к тому, что один из них рассматривает другого как часть себя. Некоторые черты личности, развитые у одного, не развиваются в достаточной мере у другого. При этом близнецы не ощущают своих недостатков. Подчеркивая сходство таких пар, окружающие тем самым формируют у них еще большую психологическую идентичность.

Проблемы, связанные с самоидентичностью близнецов могут быть вызваны особенным отношением к близнецам. Родители, которые не могут найти никакой достаточно очевидной морфологической разницы, начинают наделять. близнецов разными психологическими особенностями: один улыбается чаще, другой чаще злится, один ест с большим аппетитом, другой легче засыпает. Все становится предлогом для выявления различий, реальных или воображаемых. Подобные типологии влекут за собой не одинаковое отношение к близнецам: каждого из них будут по-разному держать на руках, кормить их будут с разной скоростью, и укачивать их будут по-разному, и менять им пеленки тоже. Все это развивает у близнецов реальные или придуманные родителями черты характера, личность каждого из них будет выстраиваться тем отличнее одна от другой, чем более разное воспитание они будут получать.

Особое внимание следует уделить близнецовым парам, которые состоят из мальчика и девочки. Разнополые близнецы имеют свои специфические особенности, вызванные близнецовостью: внешне они могут быть как похожи, так и различаться. Есть мнение, что у женского плода в период внутриутробного развития отмечается повышенный уровень тестостерона в крови и амиатической жидкости. Отсюда следует, что у девочек будет наблюдаться более маскулизированное поведение. У мужского эмбриона в этом случае повышенный уровень экстрадиола и, следовательно, происходит феминизация мальчика.

Однако это мнение не имеет твердого подтверждения, поскольку очень часто наблюдаются и противоположные тенденции.

Необходимо заметить, что по характеру разнополые близнецы бывают даже более похожими друг на друга, чем однополые дизиготные близнецы. Причиной может служить то, что однополые близнецы, как правило, стремятся подчеркивать и свои различия, и свое сходство, тогда как разнополым близнецам нет смысла специально подчеркивать различия. Кроме того, разнополые близнецы развиваются не синхронно, их физическое и психическое развитие протекает по-разному. Разнополые близнецы начинают говорить раньше однополых, так же они больше различаются по успеваемости в школе, по интересам, чаще имеют разный круг общения, разных друзей. Особенно сильно различия в физиологии и психологии разнополых близнецов дают себя знать в подростковом возрасте. У мальчиков и девочек пубертатный период и период взросления, связанный с мощной гормональной перестройкой и психологическими изменениями личности, наступает в разное время. В это время близнецы могут отдалиться друг от друга, могут разгореться конфликты. Еще одним источником сложностей, по мнению Н.М.Зыряновой и С.Д.Пьянковой, могут быть старшие дети в семье близнецов. Иногда один из членов разнополой близнецовой пары больше дружит со старшим братом или сестрой, чем со своим соблизнецом. В такой ситуации второй близнец может стать ближе родителям или почувствовать себя одиноким и изолированным. Но в целом, именно от родителей зависит, какие отношения складываются между членами разнополой близнецовой пары.

Страницы: 1 2


Деятельность сущность человека- условие изменения психологии и поведения людей.
Под деятельностью понимается активность субъекта, направленная на изменение мира, на производство или порождение определенного объектированного продукта материальной или духовной культуры. Творческих характер человеческой деятельности проявляется в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природной ограниченности, т.е. превосхо ...

Внимание и психическое время.
На том участке исследовательского маршрута, который ведет от анализа памяти и воображения к целостной структуре сознания как более интегрального образования, объединяющего когнитивные, эмоциональные и регуляционно-волевые компоненты человеческой психики, располагается еще одна существенная психологическая проблема – проблема внимания, е ...

Конфиденциальность.
2.2.1 Принцип конфиденциальности подразумевает, что супервизоры не имеют права раскрывать сведения о проходящих супервизию и их клиентах кому бы то ни было, если на это не получено согласие всех сторон. 2.2.2 Супервизоры должны помочь супервизантам представить их работу таким способом, который защитит анонимность клиентов (не называя и ...

Категории