Заключение

Подведём итоги.

В настоящей работе были освещены теоретические аспекты изучения сознания и бессознательного. Мы пришли к выводу, что и сознание и бессознательное имеют структуру и представляют собой единое целое.

Теперь, изучив материалы по исследуемой нами теме, можем ответить на самый главный, интересующий нас, вопрос. В чём различия сознательного и бессознательного способов освоения действительности? Если попытаться выделить то общее, что наиболее часто указывается в качестве особенностей сознания, то мы узнаем, что человек, действующий осознанно:

выделяет себя из окружающего мира, отделяет себя, свое “я” от внешних вещей, а свойства вещей - от них самих.

способен увидеть себя находящимся в определенном месте пространства и в определенной точке временной оси, связывающей настоящее, прошлое и будущее.

способен увидеть себя в определенной системе отношений с другими людьми.

способен устанавливать адекватные причинно-следственные отношения между явлениями внешнего мира и между ними и своими собственными действиями.

способен планировать свои действия, предвидеть их результаты и оценивать их последствия, то есть способен к осуществлению преднамеренных произвольных действий.

отдает отчет в своих ощущениях, мыслях, переживаниях, намерениях и желаниях.

знает особенности своей индивидуальности и личности.

Все эти признаки противопоставляются противоположным чертам неосознаваемых и бессознательных психических процессов и импульсивных, автоматических или рефлекторных действий. Например, просыпаясь утром, мы машинально производим длинный ряд действий. В жизни у человека формируются сложные привычки, навыки и умения, в которых сознание одновременно и присутствует и отсутствует, оставаясь как бы нейтральным. Любое автоматизированное действие носит неосознанный характер, поскольку мы ни на секунду не задумываемся о том, что было бы, если действие не совершилось. Ведь иначе быть не может. В то время как поставленная и достигнутая цель - результат тщательно обдуманных и чётко спланированных действий. А чтобы добиться положительного результата, необходимо понимать, осознавать, что и как ты делаешь, быть предусмотрительным. Стать сознательным и ответственным. Подключить здравомыслие. Всё это может сделать человек.

Вывод. Главное отличие сознания от бессознательного, на мой взгляд, заключается в следующем: человек способен управлять сознанием, а бессознательное ему неподвластно. Скорее бессознательное управляет человеком, когда отключается сознание.

[1] Кооперация – это одна из основных форм организации межличностного взаимодействия, характеризующаяся объединением усилий участников для достижения совместной цели при одновременном разделении между ними функций, ролей и обязанностей. В наиболее выраженном случае кооперации, один субъект достигает своих целей только в том случае , если их достигает и другой (другие) субъекты кооперативной деятельности. Формы кооперации могут быть добровольными и принужденными, прямыми и опосредованными, формальными и неформальными.

[2] Социальная психология. Словарь / Под. ред. М.Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2006. - 176 с. - http://slovari.yandex.ru/dict/psychlex4/article/PS4/ps4-0272.htm

[3] Бодровская Н. В., Реан А. А, Розум С. И. Психология и педагогика. Учебное пособие для вузов. – М.: Питер, 2001. – с 99

[4] А.Г. Спиркин. Сознание, самосознание и рефлексия. - Москва, 1972 - http://society.polbu.ru/spirkin_philosophy/ch14_i.html

[5]Психология. Словарь. - http://www.galactic.org.ua/clovo/p-c-5.htm

[6] Общая психология. Словарь / Под. ред. А.В. Петровского // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005. — 251 с. - http://slovari.yandex.ru/dict/psychlex2/article/PS2/ps2-0154.htm?text=%D0%91%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5

[7] Википедия. Свободная энциклопедия. –

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5


Жизненные цели
Овладение средой - слишком абстрактная цель, она не достаточна для того, чтобы направлять жизнь; каждый индивидуум вырабатывает более специфическую и ценную роль, служащую сосредоточением его стремлений и достижений. Жизненная цель каждого индивидуума складывается под влиянием его личного опыта, ценностей, отношений, особенностей самой ...

Соотношение психологического и физического здоровье спортсменов на примере единоборств
В современной жизни человечества трудно найти более распространенную сферу социальной активности и такое многофункциональное явление, как спорт. Заключая в себе, прежде всего гуманистические функции, благородное духовное содержание и.т.п., современный спорт, тем не менее, не лишен и ряда негативных тенденций в своем развитии. Может пока ...

Конфликты и корни соперничества между братьями и сестрами
Отношения между однополыми детьми, обнаружила также, что между сестрами конфликты возникают чаще, чем между братьями, возможно, потому, что их отношения отличаются большей эмоциональностью. Близкие отношения порождают конфликт. За небольшими исключениями, конфликты - обычное явление не только между сестрами, но и вообще между детьми од ...

Категории