Заключение

Подведём итоги.

В настоящей работе были освещены теоретические аспекты изучения сознания и бессознательного. Мы пришли к выводу, что и сознание и бессознательное имеют структуру и представляют собой единое целое.

Теперь, изучив материалы по исследуемой нами теме, можем ответить на самый главный, интересующий нас, вопрос. В чём различия сознательного и бессознательного способов освоения действительности? Если попытаться выделить то общее, что наиболее часто указывается в качестве особенностей сознания, то мы узнаем, что человек, действующий осознанно:

выделяет себя из окружающего мира, отделяет себя, свое “я” от внешних вещей, а свойства вещей - от них самих.

способен увидеть себя находящимся в определенном месте пространства и в определенной точке временной оси, связывающей настоящее, прошлое и будущее.

способен увидеть себя в определенной системе отношений с другими людьми.

способен устанавливать адекватные причинно-следственные отношения между явлениями внешнего мира и между ними и своими собственными действиями.

способен планировать свои действия, предвидеть их результаты и оценивать их последствия, то есть способен к осуществлению преднамеренных произвольных действий.

отдает отчет в своих ощущениях, мыслях, переживаниях, намерениях и желаниях.

знает особенности своей индивидуальности и личности.

Все эти признаки противопоставляются противоположным чертам неосознаваемых и бессознательных психических процессов и импульсивных, автоматических или рефлекторных действий. Например, просыпаясь утром, мы машинально производим длинный ряд действий. В жизни у человека формируются сложные привычки, навыки и умения, в которых сознание одновременно и присутствует и отсутствует, оставаясь как бы нейтральным. Любое автоматизированное действие носит неосознанный характер, поскольку мы ни на секунду не задумываемся о том, что было бы, если действие не совершилось. Ведь иначе быть не может. В то время как поставленная и достигнутая цель - результат тщательно обдуманных и чётко спланированных действий. А чтобы добиться положительного результата, необходимо понимать, осознавать, что и как ты делаешь, быть предусмотрительным. Стать сознательным и ответственным. Подключить здравомыслие. Всё это может сделать человек.

Вывод. Главное отличие сознания от бессознательного, на мой взгляд, заключается в следующем: человек способен управлять сознанием, а бессознательное ему неподвластно. Скорее бессознательное управляет человеком, когда отключается сознание.

[1] Кооперация – это одна из основных форм организации межличностного взаимодействия, характеризующаяся объединением усилий участников для достижения совместной цели при одновременном разделении между ними функций, ролей и обязанностей. В наиболее выраженном случае кооперации, один субъект достигает своих целей только в том случае , если их достигает и другой (другие) субъекты кооперативной деятельности. Формы кооперации могут быть добровольными и принужденными, прямыми и опосредованными, формальными и неформальными.

[2] Социальная психология. Словарь / Под. ред. М.Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2006. - 176 с. - http://slovari.yandex.ru/dict/psychlex4/article/PS4/ps4-0272.htm

[3] Бодровская Н. В., Реан А. А, Розум С. И. Психология и педагогика. Учебное пособие для вузов. – М.: Питер, 2001. – с 99

[4] А.Г. Спиркин. Сознание, самосознание и рефлексия. - Москва, 1972 - http://society.polbu.ru/spirkin_philosophy/ch14_i.html

[5]Психология. Словарь. - http://www.galactic.org.ua/clovo/p-c-5.htm

[6] Общая психология. Словарь / Под. ред. А.В. Петровского // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005. — 251 с. - http://slovari.yandex.ru/dict/psychlex2/article/PS2/ps2-0154.htm?text=%D0%91%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5

[7] Википедия. Свободная энциклопедия. –

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5


Моральные суждения школьников в исследованиях российских психологов
В работе исследований Л.И.Божович, Л.С.Славиной, Т.В.Ендовицкой доказано, что существует сложная связь между интеллектуальным развитием школьников и их возможностями в построении суждений на моральную тему. При развитой способности действовать «в уме» дети обнаруживают самостоятельность в решении моральных проблем, у них появляется неза ...

Сферы самореализации психолога
Сегодня психологи работают не только в системе образования, но и в системе здравоохранения, социальной защиты, бизнесе, экономике, маркетинге, рекламе и т.д. Психологическая культура становится важнейшей составляющей общей культуры современного человека, она необходима ему в повседневной жизни, в воспитании детей, семейных и деловых вза ...

Биографические характеристики
Первая группа включает: возраст; пол; социальный статус; образование. Возраст. С ним связано немало конкретных вопросов: например, каков возрастной оптимум для менеджеров, в каком возрасте руководителю следует оставить свое кресло и т. д. С одной стороны, существует немало аргументов в пользу того, что возраст (а значит, и опыт) позит ...

Категории