Прогнозирование развития творческого мышления путем комплексного исследования различных свойств и операций мышления
Итак, на развитие и уровень творческого мышления детей дошкольного возраста, по данным различных исследований, влияет развитие других способностей – к примеру, развитие вербальных творческих способностей, образно-логического мышления и развитие операций мышления классификации и обобщения. Оценить действительное значение проявленных в детстве признаков незаурядности и творчества чрезвычайно трудно. Необходимо учитывать качественное отличие творчества ребенка от творчества взрослого человека. В этой связи интересен вопрос о том, насколько допустимо использование для определения творческого потенциала детей таких показателей, как новизна и социальная значимость продуктов творчества. Поскольку дети еще не включены в процесс общественно-полезной деятельности, продукты их творчества не могут оцениваться с позиции объективной значимости. Такие характеристики, как уникальность и полезность получаемого продукта, у ребенка иные, чем у взрослого. Следовательно, чтобы спрогнозировать последующие успехи в развитии творческих способностей и уровень развития творческого мышления детей дошкольного возраста, необходимо проводить исследование творческого мышления в комплексе с определением уровня развития дополнительных параметров, используя результаты исследования вербального творческого мышления, образно-логического мышления и различных операций мышления. Только комплексный подход к изучению творческого мышления признан всеми научными концепциями при сохраняющейся дискуссионности вопроса о структуре и факторах развития творческих способностей и творческого мышления.
Однако само по себе указание на процессуальность творчества, на наш взгляд, недостаточно, чтобы определить предмет его психологического исследования. Понятие о процессе издавна возникло в описаниях путей к открытию, разбитых самими творцами науки (начиная от А. Пуанкаре) на отрезки: подготовка, созревание замысла (инкубация), озарение, завершение (обоснование достоверности добытого результата, его критика, проверка и т.п.). В этой динамике выделяются, с одной стороны, сознательные и рациональные моменты (подготовка, завершение), с другой – бессознательные, интуитивные (инкубация, озарение), трактуемые как центральное звено творчества. Феномены интуитивных догадок и решений, невербализуемых процессов, непредсказуемых сцеплений идей не являются фикциями иррационализма. Они – реальность, удостоверяемая прямым опытом творческой личности. Но научная психология не вправе превращать феномен в детерминанту, принимать акт интуиции или неосознанное движение мысли за конечную причину возникшей в сознании модели, материализуемой в тексте или другом предмете культуры. Подсознание или интуиция должны из постулата стать проблемой, разработка которой требует адекватного категориального аппарата.
Темперамент – индивидуальные конституционные паттерны реакций организма. Сюда входит общий уровень энергичности, эмоциональный склад и интенсивность эмоций, а также, жизненная энергия, способность к внутреннему подъему А так как темперамент у каждого разный, то и жизненная энергия, способности соответственны темпераменту.
Вместе с тем в силу того, что в произведении искусства получают отражение личностные коллизии героев, их характеры и эмоциональная жизнь, сложности межчеловеческих отношений и т.п., это произведение может дать материал для научно-психологического анализа указанных феноменов. Однако такой анализ непременно требует сформулировать проблему на собственном языке научной психологии.
Коммуникативная сторона общения
Состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Говоря о коммуникации, прежде всего, имеем в виду обмен между людьми с различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и тому подобное. В условиях такого общения информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается.
Инф ...
Общая характеристика психологии, как науки. Соотношение житейской и научной психологии
В системе наук психологии должно быть отведено совершенно особое место, и вот по каким причинам.
Во-первых, это наука о самом сложном, что пока известно человечеству. Ведь психика – это «свойство высокоорганизованной материи». Если же иметь в виду психику человека, то к словам «высокоорганизованная материя» нужно прибавить слово «самая ...
Измерение межстимульных различий
На возможности измерения различий между парой стимулов основаны многие методы современной психофизики. Так, получение матрицы различий для некоторого множества стимулов и последующий ее анализ методом многомерного шкалирования (ММШ; multidimensional scaling) позволяет получить n-мерное субъективное пространство, в котором размещено иссл ...