Понятие гиперактивного расстройства с дефицитом внимания. Его признаки и формы проявления
Гиперактивное расстройство и дефицит внимания – это состояние, которое служит причиной постоянного невнимания, гиперактивности, импульсивности. Указанное расстройство начинается в детстве, но может развиться в период взрослости.
С медицинской точки зрения гиперактивное расстройство с дефицитом внимания было впервые описано в 1902г., когда американск5ий педиатр Стилл опубликовал текст лекций, в которых охарактеризовал это расстройство как «патологию моральной сферы со склонностью к разрушающему поведению».
Позднее в 30-60гг. ХХ века такие нарушения в поведении стали описывать как минимальное органическое поражение мозга или минимальную мозговую дисфункцию. Уже тогда предусматривалось, что возможные нарушения в работе мозга, приводят к изменению в поведении и расстройств во внимании.
Существовало мнение, что данное расстройство исчезает само, даже если его не лечить, после 12 лет, однако это не так. То, что раньше считали расстройством личности у взрослых и подростков, или особыми проявлениями характера, выявилось как продолжение гиперактивного расстройства с дефицитом внимания.
Основными признаками данного расстройства являются:
- неспособность сосредоточиться на деталях;
- ошибки из-за невнимательности;
- неспособность доводить дело до конца;
- низкие организаторские способности;
- негативное отношение к заданиям, которые требуют мысленного напряжения;
- отвлекание на посторонние раздражители;
- забывчивость;
- ребенок суетливый, не может сидеть спокойно, двигается, бегает;
- схватывается с места без разрешения взрослых;
- вмешивается в разговор взрослых и занятия других детей;
- не может играть в тихие игры и отдыхать;
- выкрикивает ответ, не дослушав вопроса;
- не может дождаться своей очереди;
- переживает психологический дискомфорт и дезадаптацию;
- имеет сопутствующие расстройства.
Среди дополнительных признаков синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, называют: нарушения координации тонких движений, равновесия, зрительно-пространственной координации; эмоциональные нарушения (неуравновешенность, запальчивость, нетерпимость к неудачам); нарушения взаимоотношений с окружающими вследствие «плохого поведения»; нарушение сна.
Гиперактивность проявляется через сверхмерную двигательную активность, суетливость, многочисленные посторонние движения, которые сам ребенок не замечает. Для детей с этим синдромом характерны сверхмерная разговорчивость, неспособность усидеть на одном месте, длительность сна меньше нормы. В двигательной сфере у них проявляются нарушения двигательной координации, несформированность тонкой моторики. Это неумение завязывать шнурки, застегивать пуговицы, использовать ножницы и иголку, несформированный почерк. Например, исследования польских ученых свидетельствуют, что двигательная активность детей с этим синдромом на 25-30% выше нормы. Они двигаются даже во сне.
Нарушение внимания могут проявляться в трудностях его удержания, в снижении избирательности и невозможности сосредоточиться, с частыми переходами от одного занятия к другому.
Такие дети характеризуются непоследовательностью в поведении, забывчивостью, неумением слушать и сосредотачиваться, частой утерей личных вещей.
Импульсивность выражается в том, что ребенок часто действует необдуманно, перебивает других. Такие дети не умеют регулировать свои действия и подчиняться правилам, часто повышают голос, эмоционально лабильные. К подростковому возрасту повышенная подвижность исчезает в большинстве случаев, а импульсивная активность и дефицит внимания сохраняются.
Как уже указывалось выше, одной из характерных черт гиперактивного расстройства с дефицитом внимания, являются сопутствующие расстройства. 85% детей с этим синдромом имеют одно сопутствующее расстройство, а 60% - два сопутствующих расстройства.
1.Расстройства в поведении:
а) опозиционные расстройства (такой ребенок не слушается, делает все наоборот, требует, чтобы все было так, как он сказал, постоянно нарушает правила и запреты);
б) асоциальные расстройства (такие дети не просто воинственны, а асоциальным, агрессивным поведением: воруют, убегают из дома).
2. Частые расстройства: расстройства речи; расстройства школьных навыков; задержка психического развития; расстройства сна; заниженная самооценка.
Нечастые расстройства: тики; энурез; умственная отсталость; расстройства пищеварения.
Что думают мужчины и женщины о руководителе-женщине
В настоящее время в науке управления сформулировано свыше 80 положительных качеств, каждое их которых имеет свою противоположность. При этом не следует абсолютизировать саму последовательность качеств: это - на первом месте, другое – на втором и т.д. У каждого человека свое восприятие конкретного руководителя. Но многие мнения в сумме с ...
Различение эмоции и чувства
Термины "эмоция" и "чувство" до сих пор употребляются с большой неопределенностью и путаницей, что соответствует неопределенности и разнообразию мнений об основах, условиях возникновения и функциях тех процессов, к которым эти термины относятся. После многолетней систематической работы над тем, чтобы сделать представ ...
Методологические проблемы психолингвистического анализа Интернет-ресурсов в
целях обеспечения информационной безопасности
В последнее время часто возникает задача психолингвистического анализа Интернет-ресурсов в целях обеспечения информационной безопасности. Одним из аспектов решения данной задачи является идентификация автора виртуальных текстов и сообщений. И, если локализация физического источника виртуальных текстов решается сегодня достаточно успешно ...