Какова же динамика профессионального самопознания студентов?Страница 1
Студенческий возраст - начало перехода от юности к взрослости, важнейший период развития самосознания и зрелой самооценки. Феноменально это проявляется в осознании своей индивидуальности, неповторимости, мотивов поведения и деятельности, интимизации внутренней жизни. В завершающей стадии находится и профессиональное самоопределение студентов. Все это делает не только возможной, но и необходимой специальную работу по управлению процессом профессионального самосознания студента, формирования его профессиональной Я-концепции.
Количество исследований личностных особенностей студента и его представлений о себе за последние годы увеличилось, но практически отсутствуют экспериментальные работы, раскрывающие динамику его представлений о себе как будущем профессионале.
По мнению большинства ученых, движущей силой процесса профессионального развития субъекта деятельности является противоречие между возможностями человека и требованиями деятельности.
Очень часто молодые специалисты сталкиваются с такими проблемами, как полное расхождение требований, которые предъявляет работодатель с теми знаниями, которые они получил во время обучения в ВУЗе; неготовность приступить к работе сразу после обучения, если он не имеет хоть какого-либо опыта работы в желаемой должности. Тут опять же противоречие: если молодых специалистов берут с неохотой, то где же получать этот опыт? Студенты вынуждены выбирать: образование или карьера. Хотя как тут определиться? Без законченного высшего образования студент никому не нужен, равно как и без опыта работы.
Поэтому большинство ценностей, сформированных у студентов, находится в состоянии внутреннего конфликта, то есть у студентов в связи с нереализованностью большинства профессиональных ценностей и начинающимся кризисом профессиональных экспектаций; большая часть профессиональных ценностей характеризуется состоянием внутреннего конфликта. Это было подтверждено проведенной методикой «УСЦД» (Уровень соотношения ценности и доступности), проведённой А.А. Шаровым.
«УСЦД» включает в себя перечень из 12 общечеловеческих ценностей:
1. Активная деятельная жизнь.
2. Здоровье (физическое и психическое).
3. Интересная работа.
4. Красота природы и искусства.
5. Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком).
6. Материально обеспеченная жизнь.
7. Наличие хороших и верных друзей.
8. Уверенность в себе.
9. Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры и интеллекта).
10. Свобода как независимость в поступках и действиях.
11. Счастливая семейная жизнь.
12. Творчество - возможность творческой деятельности.
Анализ полученных результатов позволяет говорить о том, что на первых позициях по степени внутреннего конфликта связанные не с профессиональными экспектациями, а с формальными характеристиками организации (зарплата и карьерный рост). Затем идут ценности связанные с расписанием трудового процесса и с графиком работы. Это объясняет, что еще до начала кризиса профессиональных экспектаций проходит кризис формальных ожиданий.
Общественно – психологическая среда конфликта
Это совокупность тех настроений, мнений, забот, чувств и переживаний, в которых развивается конфликт. Эти факторы являются объективными для участников конфликта, ибо они заданы им изначально и не зависят от их воли, сознания и желаний. Эта среда также, как и физическая, проявляется на микро - и макроуровнях общественной системы.
На мик ...
Гешталь психология глазами современных психологов.
Законы формирования и развития образов, открытые гештальтпсихологами, противоречат многим концепциям Павлова. По Павлову - для формирования сложных понятий требуется серия повторений. Только тогда образ запечалится. По-гештальттеории: сложнейшие образы часто запечатлеются практически мгновенно и навсегда.
Роль образов в длительное врем ...
Половое созревание, как важнейший фактор развития подростка
Половое созревание занимает особое место в развитии ребенка. Наступление полового созревания совпадает с подростковым возрастом и является его отличительной чертой. Созревание репродуктивной системы достигает уровня взрослого человека к семнадцати-восемнадцати годам. Существует определенная связь между гормональной активностью половых ж ...