Материалы » Профессиональные цели студентов » Какова же динамика профессионального самопознания студентов?

Какова же динамика профессионального самопознания студентов?
Страница 1

Студенческий возраст - начало перехода от юности к взрослости, важнейший период развития самосознания и зрелой самооценки. Феноменально это проявляется в осознании своей индивидуальности, неповторимости, мотивов поведения и деятельности, интимизации внутренней жизни. В завершающей стадии находится и профессиональное самоопределение студентов. Все это делает не только возможной, но и необходимой специальную работу по управлению процессом профессионального самосознания студента, формирования его профессиональной Я-концепции.

Количество исследований личностных особенностей студента и его представлений о себе за последние годы увеличилось, но практически отсутствуют экспериментальные работы, раскрывающие динамику его представлений о себе как будущем профессионале.

По мнению большинства ученых, движущей силой процесса профессионального развития субъекта деятельности является противоречие между возможностями человека и требованиями деятельности.

Очень часто молодые специалисты сталкиваются с такими проблемами, как полное расхождение требований, которые предъявляет работодатель с теми знаниями, которые они получил во время обучения в ВУЗе; неготовность приступить к работе сразу после обучения, если он не имеет хоть какого-либо опыта работы в желаемой должности. Тут опять же противоречие: если молодых специалистов берут с неохотой, то где же получать этот опыт? Студенты вынуждены выбирать: образование или карьера. Хотя как тут определиться? Без законченного высшего образования студент никому не нужен, равно как и без опыта работы.

Поэтому большинство ценностей, сформированных у студентов, находится в состоянии внутреннего конфликта, то есть у студентов в связи с нереализованностью большинства профессиональных ценностей и начинающимся кризисом профессиональных экспектаций; большая часть профессиональных ценностей характеризуется состоянием внутреннего конфликта. Это было подтверждено проведенной методикой «УСЦД» (Уровень соотношения ценности и доступности), проведённой А.А. Шаровым.

«УСЦД» включает в себя перечень из 12 общечеловеческих ценностей:

1. Активная деятельная жизнь.

2. Здоровье (физическое и психическое).

3. Интересная работа.

4. Красота природы и искусства.

5. Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком).

6. Материально обеспеченная жизнь.

7. Наличие хороших и верных друзей.

8. Уверенность в себе.

9. Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры и интеллекта).

10. Свобода как независимость в поступках и действиях.

11. Счастливая семейная жизнь.

12. Творчество - возможность творческой деятельности.

Анализ полученных результатов позволяет говорить о том, что на первых позициях по степени внутреннего конфликта связанные не с профессиональными экспектациями, а с формальными характеристиками организации (зарплата и карьерный рост). Затем идут ценности связанные с расписанием трудового процесса и с графиком работы. Это объясняет, что еще до начала кризиса профессиональных экспектаций проходит кризис формальных ожиданий.

Страницы: 1 2


Как становятся женщиной-руководителем
В разнообразном множестве случаев, связанных с выбором и становлением женщины как руководителя, можно выделить несколько типичных ситуаций. Такой подход в науке управления используется довольно часто, поскольку позволяет показать не столько как надо, а как это есть на самом деле. Первая типичная ситуация. Чтобы работать руководителем пр ...

Мотивация женщин-руководителей
1. Желание создать свое настоящее и будущее собственным трудом. 2. Надежда на объединение в одно целое деятельности и личной жизни. 3. Стремление воплотить свои надежды и свой стиль в предпринимательской деятельности. 4. Ожидание хорошего вознаграждения за свои усилия и роста личного благосостояния. 5. Возможность раскрыть свое «Я», ...

Факторы конфликтогенности межличностного взаимодействия
Население России захлестнула волна преступности, наркомании и алкоголизма. Родителям, занятым одной мыслью – как выжить, стало не до воспитания детей. В крупных российских городах такие факторы как: отсутствие стабильности в социально-экономических условиях жизнедеятельности значительной части граждан, при явном имущественном неравенст ...

Категории