Материалы » Проективные методы исследования личности » Рисунок как средство психологического анализа

Рисунок как средство психологического анализа
Страница 2

В то же время, история и опыт психологического анализа этой группы методов убеждают в том, что в "рисунках на заданную тему", т.е. в ситуации стандартного изобразительного задания содержится значительно больше информации о психологических особенностях рисовавшего их человека, чем это принято считать. По мнению многих авторов, в таких рисунках полезной для психолога информации больше даже чем в рукописном тексте. И сказанное означает, что рисунок на заданную тему рассматривается как весьма мощное психодиагностическое средство.

Заметим при этом, что результат выполнения такого задания (так же, как и само задание выполнить рисунок) адресован не к логическим формам мышления, а непосредственно к образному его содержанию, и "смысл" графического изображения оказывается психологически весьма сложен — в нем в единой, "слитой" форме представлены и образ, и отношение человека к миру, и личный опыт переживания субъекта.

Конечно, такое положение дел требует как специального анализа самого рисунка, так и соотнесения результатов этого анализа с данными исследования индивидуально-психологических особенностей его автора.

При такой постановке естественно возникает вопрос о валидности и надежности методов психографического анализа, точно также, как возникает он в отношении остальных психодиагностических методов.

При описании графических методов, имея в виду особенности их практического использования, следует отметить, что при всех известных к настоящему времени попытках провести их проверку на валидность и надежность считается, что интерпретация рисунка, в основном, зависит от опыта работы практического психолога, т. е. лежит скорее в сфере искусства, а не науки, и потому нет возможности практики выполнять объективный научный анализ.

Такое отрицание путей научного анализа графически-диагностических средств препятствует их распространению и развитию как научно-практического метода, который может внести ценный вклад в психологическую диагностику и часто может доставить сведения, которые невозможно получить с помощью других методических процедур.

Оценивая обшие перспективы применения графических психодиагностических методов в практической работе психолога — диагноста и консультанта — полезно специально отметить следующее.

Графические методы — это работа с невербальным материалом, что и позволяет существенно расширить как возрастной диапазон их применения, так и возможности межкультурного использования. Эти методы позволили легче установить коммуникативные контакты между сторонами, включенными в диагностический процесс. В силу проективного характера большинства графических процедур, их результаты, как показывает опыт, менее подвержены контролю сознания, а это весьма важный аргумент в пользу их применения.

Они оказались простыми и быстрыми по процедуре, что, во всяком случае, допускает их эффективное применение в качестве методов предварительной экспресс-диагностики.

В рассмотренных нами версиях и вариантах применения графические диагностические методы дают также некоторую оценку состояния автора рисунка. Такая ситуация позволяет, по крайней мере в принципе, применять графические методы вместе с соответствующими методами стандартных психодиагностических процедур оценки личностных качеств (ММР1, Кэттелл, Айзенк и др.), а также с методами оценки состояний (САН, Люшер и т. д.). Более того, наш опыт убеждает в том, что графические методы могут прекрасно работать в сложных психодиагностических комплексах, имеющих целью создание обобщенного, а если необходимо, то и конкретизированного психологического портрета данного индивида.

Однако, практические психологи, намереваясь пользоваться графическими методами, должны помнить, что без приобретения необходимых знаний и навыков по психодиагностике невозможно грамотно пользоваться любыми психодиагностическими тестами и опросниками. Графические методики при всех их диагностических возможностях являются лишь исходным материалом для консультирования. Поэтому специалист-психолог должен интерпретировать полученные с помощью рисунков результаты очень корректно, соблюдая правила профессиональной этики.

Следует помнить также, что если необходимо получить более надежные и объективные данные о человеке, целесообразно использовать батареи или комплексы методик, которые дополняют друг друга, взаимно уточняют полученные данные. Методики в комплексе должны быть подобраны как с учетом этнокультурных и возрастных особенностей и возможностей людей, так и в соответствии с практическими задачами психодиагностики.

Особо хотелось бы обратить внимание молодых психологов, не имеющих опыта работы с психодиагностическими методами на то, что достоверность данных, получаемых с помощью конкретных методик, в значительной степени определяется наличием у экспериментатора достаточного личного опыта. Сама личность экспериментатора, хочет он того или нет, выступает одним из существенных факторов, сильно влияющим на результаты обследования. В работе с графическими диагностическими методиками это надо особо помнить. Еще раз следует подчеркнуть, что в этом случае необходимы умеренность и корректность в интерпретации, умение грамотно построить беседу, дать аккуратные и четкие рекомендации, сохраняя при этом уважение к личности человека, обратившегося за помощью.

Страницы: 1 2 


Психологические предпосылки воспитательной работы со старшими школьниками. Формирование активного личностного познания у детей старшего школьного возраста как аспект воспитательной работы в школе
Важная особенность подросткового возраста – формирование ценрального новообразования этого возраста, своеобразного чувства взрослости, когда подросток начинает считать, что он уже не ребенок, а становится взрослым, когда он осознает свою готовность жить в коллективе взрослых в качестве полноценного и равноправного участника этой жизни. ...

Личность детей индиго, их характер, мировоззрение
Говорят, истина проходит три стадии: сначала над ней смеются, потом жёстко отрицают, и, наконец, с ней соглашаются. В данном случае факт остаётся фактом – дети индиго действительно существуют. И с этим тяжело не согласится. Нельзя сказать, что эти дети внешне как-то заметно отличаются от других. Антропометрические показатели в пределах ...

Значение профессиональной деятельности руководителей организаций
В сложившихся на сегодняшний день социальньно-экономических условиях постоянно возрастает сложность профессиональных задач, стоящих перед сотрудниками организаций. При этом увеличивается потребность в опытных специалистах в области управления различными видами деятельности современных компаний. Работа в условиях дефицита материальных и ...

Категории