Имидж и стереотип в психологии

Широко распространено понимание стереотипа как социальной установки, в структуре которой содержатся три основных компонента: эмоциональный (или оценочный), когнитивный (рассудочный) и собственно поведенческий (аспект поведенческой готовности).

Анализ социально-психологической литературы позволяет выделить три основных подхода к соотнесению понятий "имидж" и "стереотип": как обрести душевный покой

1. Понятие "имидж" синонимично понятию "стереотип". По мнению Н.Ж. Фейзулиной, имидж – это "образ, который может иметь характер стереотипа. Под стереотипом понимается относительно устойчивый и упрощенный образ социального объекта, складывающийся в условиях дефицита информации как результат обобщения личного опыта индивида и нередко предвзятых представлений, принятых в обществе". "Под имиджем понимается некий синтетический образ, который складывается в сознании людей в отношении конкретного лица, организации или иного социального объекта. Имидж… выступает в качестве социальной установки и ценностного стереотипа", - указывают Л.А. Соколова-Сербская и В.И. Сороковикова.

2. Понятие "имидж" включает в себя понятие "стереотип", но не ограничивается им. "Имидж - специально сконструированный образ (квазиобъект), формирующий определенное представление о некотором объекте (предмете имиджирования), изначально предназначенный для некоторого управления адресатом (реципиентом). Он всегда имеет как некую "телесную" основу, несущую знак (систему знаков) с той или иной смысловой нагрузкой, которая "опирается" с одной стороны на качества и состояния человека, свойства и процессы его психики, с другой – на социокультурные аттитюды, стереотипы, архетипы, на все бытующие в культуре предписания, нормы, ценности". Таким образом, по мнению автора, в имидже находят свое отражение стереотипы людей, их установки по отношению к тем или иным предметам, объектам, явлениям.

3. Имидж – нестереотипный образ. Имидж - это "тот образ конкретного объекта (человека, предмета, явления), который был соотнесен со стереотипным образом, и на основании этого соотнесения в психике воспринимающего образ конкретного объекта получил определенную оценку, возникло определенное к нему отношение, возникло мнение о прообразе данного объекта". Таким образом, по мнению А.Ю. Панасюка, имидж – это "не стереотипный образ, имидж – это результат соотнесения возникшего при восприятии объекта образа со стереотипным образом".

Следует отметить, что понятие "образ" является первостепенным для осмысления понятий "имидж" и "стереотип". Однако Е.Б. Перелыгина указывает, что понятия "образ" и "имидж" не синонимичны. Скорее, имидж является разновидностью образа. Аналогичное мнение высказывает Е.А. Петрова, указывая, что "категория "имидж" отлична от традиционной для психологии трактовки "образа" и "мнения" как таковых. Являясь феноменом индивидуального, группового или массового сознания, имидж функционирует как образ-представление, в котором в сложном и определенном взаимодействии соединяются внешние и внутренние характеристики объекта".


Понятие агрессии. Типология агрессии
Агрессия (лат. – agressio – приступ, нападение) – мотивированное деструктивное поведение индивида, противоречащее принятым правилам и нормам существования людей в социуме, причиняющее моральный, физический, материальный или психологический ущерб другим людям. Под агрессией обычно понимают осознанные действия, которые причиняют или наме ...

Ведущая деятельность дошкольника
Научиться полноценному общению и взаимодействию друг с другом детям помогает игровая деятельность. Выдающиеся психологи Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Л.А. Люблинская, С.А. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин считают игру ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, составляющую основное содержание жизни ребенка, благодаря которо ...

Методологический подход к проблеме ценностно-смыслового развития студентов
Обзор и анализ исследований ценностно-смысловой сферы личности позволяет сделать следующее заключение: в исследованиях ценностно-смысловой сферы личности конца ХХ – начала ХХI вв. делается упор на методологические аспекты данной реальности и ее развития, что касается как трактовок базовых понятий в данной сфере, так и понимания их харак ...

Категории