Имидж и стереотип в психологии
Широко распространено понимание стереотипа как социальной установки, в структуре которой содержатся три основных компонента: эмоциональный (или оценочный), когнитивный (рассудочный) и собственно поведенческий (аспект поведенческой готовности).
Анализ социально-психологической литературы позволяет выделить три основных подхода к соотнесению понятий "имидж" и "стереотип": как обрести душевный покой
1. Понятие "имидж" синонимично понятию "стереотип". По мнению Н.Ж. Фейзулиной, имидж – это "образ, который может иметь характер стереотипа. Под стереотипом понимается относительно устойчивый и упрощенный образ социального объекта, складывающийся в условиях дефицита информации как результат обобщения личного опыта индивида и нередко предвзятых представлений, принятых в обществе". "Под имиджем понимается некий синтетический образ, который складывается в сознании людей в отношении конкретного лица, организации или иного социального объекта. Имидж… выступает в качестве социальной установки и ценностного стереотипа", - указывают Л.А. Соколова-Сербская и В.И. Сороковикова.
2. Понятие "имидж" включает в себя понятие "стереотип", но не ограничивается им. "Имидж - специально сконструированный образ (квазиобъект), формирующий определенное представление о некотором объекте (предмете имиджирования), изначально предназначенный для некоторого управления адресатом (реципиентом). Он всегда имеет как некую "телесную" основу, несущую знак (систему знаков) с той или иной смысловой нагрузкой, которая "опирается" с одной стороны на качества и состояния человека, свойства и процессы его психики, с другой – на социокультурные аттитюды, стереотипы, архетипы, на все бытующие в культуре предписания, нормы, ценности". Таким образом, по мнению автора, в имидже находят свое отражение стереотипы людей, их установки по отношению к тем или иным предметам, объектам, явлениям.
3. Имидж – нестереотипный образ. Имидж - это "тот образ конкретного объекта (человека, предмета, явления), который был соотнесен со стереотипным образом, и на основании этого соотнесения в психике воспринимающего образ конкретного объекта получил определенную оценку, возникло определенное к нему отношение, возникло мнение о прообразе данного объекта". Таким образом, по мнению А.Ю. Панасюка, имидж – это "не стереотипный образ, имидж – это результат соотнесения возникшего при восприятии объекта образа со стереотипным образом".
Следует отметить, что понятие "образ" является первостепенным для осмысления понятий "имидж" и "стереотип". Однако Е.Б. Перелыгина указывает, что понятия "образ" и "имидж" не синонимичны. Скорее, имидж является разновидностью образа. Аналогичное мнение высказывает Е.А. Петрова, указывая, что "категория "имидж" отлична от традиционной для психологии трактовки "образа" и "мнения" как таковых. Являясь феноменом индивидуального, группового или массового сознания, имидж функционирует как образ-представление, в котором в сложном и определенном взаимодействии соединяются внешние и внутренние характеристики объекта".
Влияние речи родителей
В каждой культуре происходит успешная передача языка детям, и существует множество методов, с помощью которых родители облегчают своему ребенку задачу овладения им. Так, исследователи, наблюдая за американскими детьми, заметили, что ухаживающие за ними взрослые задают им вопросы для того, чтобы проверить, насколько хорошо те понимают пр ...
Познавательные процессы, их место и роль в психике человека. Краткая
характеристика познавательных процессов
Процесс познания окружающей действительности у каждого человека строго индивидуален. Чувственное наглядное познание предметов и явлений окружающего мира есть исходное начало. Ощущая, воспринимая, наглядно представляя себе какой-либо предмет или явление, человек осуществляет процесс анализа, обобщения и конкретизации. Ощущение, восприяти ...
Особенности реагирования детей на семейные конфликты
Ситуация развода в семье так или иначе сопровождается конфликтными взаимоотношениями. В семье противоречия отравляют жизнь не только супругам, но и их детям. Давно известно, что появление эмоциональных расстройств, нарушений поведения и других психологических проблем связано с рядом неблагоприятных семейных событий в жизни ребенка. Так ...