Материалы » Деструктивизм детской психики » Нейропсихологическая коррекция и абилитация когнитивной сферы ребенка младшего подросткового возраста

Нейропсихологическая коррекция и абилитация когнитивной сферы ребенка младшего подросткового возраста
Страница 1

В подростковом возрасте наряду с прогрессивным созреванием и, соответственно, увеличением доли "ответственности" коры за протекание когнитивных психических процессов, значительные влияния оказывает на них подкорковая импульсация, вызванная резким повышением активности гипоталамо-гипофизарной системы. Это влияние существенно сказывается на функциональном взаимодействии структур мозга и возможностях системы регуляции и контроля корковой активации. Данные особенности вызывают большие трудности осуществления учебной деятельности в целом и развития познавательной мотивации подростков. Особенно при этом страдает функция произвольного внимания.

Мышление также переходит на новый уровень функционирования. К 11-12 годам вербальное мышление выходит на первый план, интериоризуя психическую жизнь подростка в целом и открывая возможность саморефлексии. При этом речевое опосредование, выводящее когнитивную сферу на качественно новый этап развития, в то же время может прикрывать дефицит несформированных в более раннем периоде онтогенеза мозговых зон (своего рода нейропсихологические "трещины"), что повышает энергозатраты на реализацию ВПФ в целом.

Еще одна "зона риска" в подростковом периоде – двигательная сфера и пространственные представления. Рост скелета подростка опережает развитие мышечной ткани, вызывая непропорциональность и угловатость фигуры, и соответственно, перестройку всей схемы тела и проприоцептивной чувствительности, часто приводящую к клиническим проявлениям – от чувства неприятия, отчужденности тела до различных вариантов дисморфобий. В результате могут страдать пространственные представления, выстроенные в онтогенезе от схемы тела ребенка, что, в свою очередь, может отрицательно влиять на широкий спектр квазипространственных представлений.

Таким образом, подростковый период является крайне уязвимым для различных нарушений когнитивной и эмоционально-личностной сфер, что требует особых подходов нейропсихологической коррекции по сравнению с более изученными методами коррекции детского возраста.

Нейропсихологическая коррекция когнитивной сферы подростков должна базироваться на следующих принципах:

Учет патогенеза – заключается в четкой нейропсихологической квалификации дефекта;

Учет симптоматики и степени выраженности дефекта ВПФ;

Онтогенетический принцип – учет той последовательности в формировании ВПФ, которая имеет место в онтогенезе;

Опора на сохранные звенья психической функции на основе учения о функциональных системах А.Р. Лурия;

Поэтапное формирование умственных действий на основе теории П.Я. Гальперина – последовательный переход от составления предварительного представления о задании, освоения действия с предметами, к этапу осуществления действия в плане громкой речи, и, наконец, к переносу действия в умственный план, к осуществлению и окончательному становлению интериоризированного умственного действия.

Системность коррекции - методика устранения каждого вида нарушений психических функций представляет собой систему методов, направленных на преодоление основного дефекта, на перестройку определенной функциональной системы.

Специальная организация режима коррекции - чередование заданий и отдыха, которое позволит преодолеть нарушения нейродинамики в психической сфере, и, прежде всего, снижение умственной работоспособности, концентрации и устойчивости внимания.

Страницы: 1 2


Ситуационный подход
Ни подход с позиций личных качеств, ни поведенческий подход не смогли выявить логического соотношения между личными качествами или поведением руководителя, с одной стороны, и эффективностью, с другой. Это не означает, что личные качества и поведение не имеют значения для руководства. Наоборот, они являются существенными компонентами усп ...

Проблема нравственного выбора в ранней юности.
Ранняя юность – время реального перехода к настоящей взрослости. Юноши и девушки в поисках правильного ответа на нравственные вопросы об­ращаются к источникам, которыми обычно пользуются взрослые люди. Такими источниками являются реальные, многообразные и сложные человеческие отно­шения, научная и популярная, художественная литература, ...

Циклоидный тип
П.Б. Ганнушкин (1933) включил в "группу циклоидов" четыре типа психопатов: "конституционально-депрессивных", "конституционально-возбужденных" (гипертимных), циклотимиков и эмотивно-лабильных. Циклотимия им рассматривалась как тип психопатии. В подростковом возрасте можно видеть два варианта циклоидной акце ...

Категории