Материалы » Деструктивизм детской психики » Формирование образной памяти у дошкольников с нарушением слуха

Формирование образной памяти у дошкольников с нарушением слуха
Страница 1

Состояние слуха оказывает решающее влияние на речевое и психологическое становление ребенка. Сущность аномального развития детей с частичным нарушением слуха заключается в том, что его первопричина – биологическая, а последствия – социальные, причем главные проявления этих последствий носят функциональный характер (недоразвитие речи, особенности мышления, памяти, внимания, восприятия, представлений). Особое место в системе познавательных процессов занимает память – нечто очень сложное, включающее в себя процессы запоминания, сохранения, воспроизведения и переработки человеком разнообразной информации. Изучение особенностей памяти детей с нарушенным слухом имеет принципиальное значение для специальной психологии, поскольку именно в этой сфере можно найти ответ и на такой важный вопрос: в какой мере нарушение слуха оказывает влияние на развитие разных видов памяти?

Важной составной частью полноценного развития памяти как психического познавательного процесса является сформированность образной памяти. Образная память – память на чувственно воспринимаемую информацию; запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений. Развитие образной памяти слышащих дошкольников и ее перестройка связаны с качественными изменениями, происходящими в разных сферах психической жизни ребенка. На протяжении дошкольного возраста наблюдается переход от создания образа на основе практического действия к возникновению образа на основе мыслительного анализа и синтеза. Выбор данной категории детей обусловлен тем, что указанные аспекты развития образной памяти слышащих детей приобретают не меньше значение при изучении образной памяти слабослышащих дошкольников.

Анализ современной психолого-педагогической литературы показал, что существует ряд исследований, посвященных изучению особенностей образной памяти слабослышащих. По всем показателям развития образной памяти слабослышащие дошкольники отстают от нормально слышащих сверстников. Аспекты качественных особенностей развития образной памяти слабослышащих детей старшего дошкольного возраста и формирования данного вида памяти в условиях целенаправленной коррекционно-педагогической работы в специальном дошкольном учреждении специально не изучались. Поэтому на первом этапе исследования был подобран комплекс диагностических методик для выявления уровня развития образной памяти слабослышащих детей старшего дошкольного возраста, включающий такие компоненты как: изучение особенностей непроизвольного и произвольного запоминания, объема образной памяти, прочности запоминания и хранения образов в памяти, дифференциации образов.

Исследование проводилось на базе МДОУ № 147 г. Тулы для детей с нарушением слуха. В исследовании принимали участие дети с нейросенсорной тугоухостью 2 степени в возрасте 5,5-6,5 лет. В ходе проведения опытно-экспериментальной работы было выявлено, что слабослышащие дошкольники хуже запоминают места расположения предметов; имеют менее точные, чем слышащие сверстники, образы памяти, поэтому путают места расположения предметов, сходных по изображению или реальному функциональному назначению; у них ограничен объем образной памяти и снижена прочность запоминания образов; характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации, слабость мыслительной активности не обеспечивают должного запоминания. Дети данной категории реже пользуются приемами опосредствованного запоминания, что отрицательно сказывается на сохранении образов в памяти. Исследования особенностей произвольного запоминания предметов, схематических фигур показали, что у детей с нарушениями слуха сложившиеся в опыте системы образов оказываются менее дифференцированными, менее прочными, менее устойчивыми к помехам со стороны сходных образов. На основе выявленных особенностей развития образной памяти слабослышащих дошкольников была разработана система коррекционно-развивающей работы. Известно, что успех педагогической работы зависит от вида деятельности, в ходе которой осуществляется коррекционный процесс, от того насколько деятельность интересна для детей и способна вызвать положительную мотивацию к заложенному коррекционно-педагогическому воздействию. Одним из важнейших и наиболее доступных средств обучения и воспитания слабослышащих детей является изобразительная деятельность.

Страницы: 1 2


Метод исследования личности (методика Ф. Хоппе)
Сотрудник К. Левина Ф. Хоппе начал исследования в области «уровня притязаний». Его методика состояла в следующем: испытуемым предлагается ряд заданий (от 14 до 18), отличающихся по степени трудности. Все задания нанесены на карточки, которые расположены перед испытуемыми в порядке возрастания их номеров. Степень трудности задания соотве ...

Теоретические основы применения аутогенной тренировки. Понятие и сущность аутогенной тренировки
Явления, лежащие в основе аутогенных тренировок, были хорошо известны в медицине гораздо раньше разработки самого метода. Это складывалось из опыта медицинской гипнологии, накопившей большой экспериментальный материал, дающий возможность направленно управлять физиологическими и психическими функциями человека путем внушения в гипнозе, п ...

Детские разговоры
Дети не просто произносят слова или фразы. Они ведут разговоры со взрослыми, с другими детьми и даже сами с собой. Их разговоры обычно следуют определенным схемам. Текущий контроль обмена сообщениями. Прежде всего необходимо привлечь внимание другого человека. Малыш, только начавший осваивать искусство беседы, может дергать человека за ...

Категории