Материалы » Девиантное поведение и наследственность » Девиантное поведение: понятие, причин

Девиантное поведение: понятие, причин
Страница 1

Девиантное (отклоняющееся) поведение (от позднелат. deviatio - отклонение) в специальной литературе трактуется в двух значениях: во-первых, как проступок, деятельность человека, не соответствующая официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стереотипам, образцам); во-вторых, оно интерпретируется как исторически возникшее социальное явление, выражающееся в относительно распространенных, массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся нормам.

Следовательно, в обоих случаях речь идет об отклонениях от принятых норм на том или ином этапе развития общества, той или иной страны, которые допускаются либо отдельными личностями, либо группами как носителями определенных социальных явлений.

Опыт работы специалистов центра позволяет говорить, что к наиболее типичным психологическим трудностям (девиациям) относятся следующие:

взаимоотношения с родителями, педагогами, другими взрослыми;

взаимоотношения с друзьями, одноклассниками и др.;

самоотношение, самопонятие;

формирование жизненных ориентиров, идеалов, ценностей;

внутреннее одиночество, невыраженность;

переживание собственной неудачливости, проблемности, отсутствие волевого контроля;

неорганизованность и т.д.

В последние годы в России проблеме отклоняющегося поведения уделяется определенное внимание. Издан ряд законов и нормативных актов, которые являются первоочередными и на которые ссылаются специалисты нашего центра при работе с семьями, в которых воспитываются имеющие данные проблемы дети и подростки: Указ Президента РФ "О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е гг. "; Закон РФ "О профилактике безнадзорности и правонарушений детей и защите их прав"; Закон РФ "О создании и основных направлениях деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации"; Закон "О беженцах и вынужденных переселенцах" и другие.

Практика оказания психолого-педагогической помощи трудным детям, подросткам с девиантным поведением свидетельствует о том, что причинами правонарушений в ряде случаев являются психологические трудности, обусловленные чаще всего неправильным воспитанием ребенка. С одной стороны, это может быть чрезмерная любовь к ребенку, допускающая вседозволенность, с другой - равнодушное, безразличное, жестокое отношение к нему.

Большинство взрослых, которые совершают правонарушения составляют те, кого игнорировали и наказывали в детстве, то есть у них такая же судьба, как и у их родителей. Это дети, которые имеют отклонения в поведении, так называемые педагогически запущенные дети.

Н. Вайзман*, говоря об особенностях поведения трудных подростков, выделял среди них 3 группы:

1. Первая группа - "психически" неустойчивые подростки, которые по физическому и половому развитию отстают от сверстников. Они внушаемы, безответственны, их интересы неустойчивы, эмоции поверхностны.

2. Ко второй группе относятся подростки с ускоренным половым развитием и с повышенной аффективностью, возбудимостью, агрессивностью.

3. В третьей группе преобладает расторможенность влечений, бродяжничество, попрошайничество, употребление ПАВ, проституция и т.д.

Чаще всего это дети из семей, где родители ведут асоциальный образ жизни, где постоянные конфликты. Вот группы детей, с которыми работают специалисты центра.

Отклонения в поведении детей возникают в результате педагогической запущенности в семье. Поэтому педагоги-организаторы, педагоги-психологи, социальные педагоги отделений психолого-педагогической помощи и профилактики безнадзорности несовершеннолетних обращают пристальное внимание на детей из неблагополучных семей. Работа проводится в форме индивидуально-профилактической беседы; психологического консультирования; диагностической работы с родителями; групповой работы; социального патронажа и др.

Работа с семьей представляет очень важный, сложный и необходимый для профилактики и коррекции девиантного поведения детей вид деятельности педагога-организатора, педагога-психолога, социального педагога и специалистов по социальной работе. Семья является одним из важнейших факторов, влияющих на формирование отклонений в поведении детей и подростков, поэтому профилактическая и коррекционная работа должна проводиться целостно, комплексно как с самим ребенком, так и его семьей. Основные задачи, которые ставят перед собой педагоги: осуществление информационно-просветительской работы с целью профилактики дисгармонии семейных отношений и нарушений в семейном воспитании; осуществление диагностической работы для выявления типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и гармоничности семейных отношений в целом; осуществление комплексной коррекционной работы по восстановлению здоровых взаимоотношений между ее членами и коррекции нарушений в семейном воспитании.

Страницы: 1 2


Содержание этического кодекса супервизора
Кодекс определяет профессиональные стандарты и общие принципы поведения психоаналитически ориентированных специалистов и кандидатов в специалисты в отношении пациентов, коллег, общества и психоаналитической терапии. Психоаналитически ориентированными специалистами считаются члены НФП(Национальная Федерация психоанализа), имеющие статус ...

Психологическая структура сознания. Образ «Я». Самосознание человека. Самопознание и самооценка
Сознание – высший уровень психического отражения объективной реальности, а также высший уровень саморегуляции, присущий только человеку как социальному существу. Данная психологическая единица всегда активна (дифференциация по степени значимости для субъекта психических образов) и интенциональна (направленность на объект, предмет или об ...

Проблема описания структуры личности
Проблема структуры личности занимает важное место в психологии личности. На этот счет существует несколько точек-зрения. Не говоря об индивидуальных особенностях, можно установить типическую структуру личности. В некоторых работах (особенно педагогических) в структуре личности выделяют такие три компонента, как мотивационный, интеллекту ...

Категории