Особенности идентификации дошкольников депривацииСтраница 1
Результаты различных исследований отечественных и зарубежных психологов подтверждают факт негативного влияния отцовской депривации на развитие личности ребенка. Так, чешские исследователи Й. Лангмейер и З. Матейчек, выделяют феномен отцовской депривации и описывают в своем труде специфические особенности воспитания в неполной материнской семье. Известный психиатр А. И. Захаров в работе посвященной неврозам, отмечает высокий процент частоты возникновения данного вида расстройств у детей воспитывающихся без участия отца. Исследования профессора И. Кона и данные психологической практики, свидетельствуют об более низком уровне притязаний, трудностях в общении и налаживанием контактов со сверстниками и усвоении мужских ролей у мальчиков данной группы. Проведение эксперимента заключалось в предложении ребенку стимульного материала в виде двух наборов карточек (по 6 штук), на которых персонаж мужского или женского пола изображен в разные периоды жизни от младенчества до старости. Исследование проводилось в два этапа. Задачей первого являлась оценка возможности ребенка идентифицировать свой настоящий, прошлый и будущий половозрастной статус. Другими словами, проверялась способность ребенка к адекватной идентификации своего жизненного пути. На втором этапе исследования сравниваются представления ребенка о Я-настоящем, Я-привлекательном и Я-непривлекательном. Из предложенных картинок ребенок выбирает самый привлекательный и непривлекательный для него образ.
Анализ результатов проводился по следующим параметрам: идентификация пола, идентификация возраста, построение итоговой последовательности по полу и возрасту, выбор привлекательного образа, выбор непривлекательного образа.
В результате проведенного исследования были выявлены следующие тенденции. Идентификация пола в обеих исследуемых группах была адекватной и вызвала затруднения только у одного испытуемого из группы детей из неполных семей, что составило соответственно всего 5% от общего количества испытуемых. Наибольшее количество ошибок в обеих группах было обнаружено при выполнении построения первой идентификации связанной с определением возраста ребенка. В группе детей из неполных семей 70% испытуемых неправильно идентифицировали свой возраст, в группе испытуемых из полных семей 35% соответственно. Достоверность различий в распределении признака была подтверждена путем статистической обработки (х2 Пирсона, при уровне значимости р. 0,05). Данный факт свидетельствует о больших сложностях в формировании возрастного аспекта эго-идентичности у детей из неполных семей, по сравнению с их сверстниками из полных семей.
В построении итоговой (по половозрастным признакам) последовательности затруднения были у 35% испытуемых из группы неполных семей и 20 % испытуемых из группы полных семей соответственно. Что свидетельствует о более низкой степени сформированности у детей из неполных семей способности к генерализации знаний по поводу эго-идентичности направленных на других людей, и на собственный жизненный путь, хотя этот показатель и не является статистически значимым (х2 Пирсона, при уровне значимости р.0,05) . Наиболее привлекательным образом для испытуемых из неполных семей был образ школьника (40%) и образ юности (35%), 20% испытуемых выбрали образ взрослого, 5% - образ старости. Для группы испытуемых из полных семей наиболее привлекательным оказался образ юности, его выбрали 50% испытуемых, далее следует образ школьника - 40%, 5% выбрали образ взрослого и 5% - образ дошкольника. Исходя из этого можно предположить следующее: дети из полных семей имеют в представлении более развернутую временную перспективу в область будущего, что может свидетельствовать об их большей уверенности в построении их собственного жизненного пути.
Влияние возможностей на организацию
Сильное влияние
Умеренное влияние
Малое влияние
Высокая вероятность
ПОЛЕ “ВС”
ПОЛЕ “ВУ”
ПОЛЕ “ВМ”
Средняя вероятность
ПОЛЕ “СС”
ПОЛЕ “СУ”
ПОЛЕ “СМ”
Низкая вероятность
ПОЛЕ “НС”
ПОЛЕ “НУ”
ПОЛЕ “НМ”
Рис.2 Матрица возможностей
Похожая матрица составляется для оценки угроз (рис.3) ...
Специфика рекламной этики
Реклама представляет собой динамичный общественный процесс, на котором встречаются интересы бизнеса, творчество, нужды потребителей и правительственное правовое регулирование.
Реклама убеждает потребителя что-то предпринять. Таким образом, она становится необъективной и теряет нейтральность. Действительно, каждому человеку, смотрящему ...
Интеллектуальные чувства
Теория чувств имеет преимущество, что она отводит место интеллектуальным чувствам. Термин "интеллектуальное чувство" не имеет строго определенного значения. В работе "Психология чувств" Рибо объединяет под этим названием только удивление, изумление, любопытство, сомнение. Другие авторы добавляют к этому списку общее ...
