Материалы » Отцовство и проблемы депривации » Особенности идентификации дошкольников депривации

Особенности идентификации дошкольников депривации
Страница 1

Результаты различных исследований отечественных и зарубежных психологов подтверждают факт негативного влияния отцовской депривации на развитие личности ребенка. Так, чешские исследователи Й. Лангмейер и З. Матейчек, выделяют феномен отцовской депривации и описывают в своем труде специфические особенности воспитания в неполной материнской семье. Известный психиатр А. И. Захаров в работе посвященной неврозам, отмечает высокий процент частоты возникновения данного вида расстройств у детей воспитывающихся без участия отца. Исследования профессора И. Кона и данные психологической практики, свидетельствуют об более низком уровне притязаний, трудностях в общении и налаживанием контактов со сверстниками и усвоении мужских ролей у мальчиков данной группы. Проведение эксперимента заключалось в предложении ребенку стимульного материала в виде двух наборов карточек (по 6 штук), на которых персонаж мужского или женского пола изображен в разные периоды жизни от младенчества до старости. Исследование проводилось в два этапа. Задачей первого являлась оценка возможности ребенка идентифицировать свой настоящий, прошлый и будущий половозрастной статус. Другими словами, проверялась способность ребенка к адекватной идентификации своего жизненного пути. На втором этапе исследования сравниваются представления ребенка о Я-настоящем, Я-привлекательном и Я-непривлекательном. Из предложенных картинок ребенок выбирает самый привлекательный и непривлекательный для него образ.

Анализ результатов проводился по следующим параметрам: идентификация пола, идентификация возраста, построение итоговой последовательности по полу и возрасту, выбор привлекательного образа, выбор непривлекательного образа.

В результате проведенного исследования были выявлены следующие тенденции. Идентификация пола в обеих исследуемых группах была адекватной и вызвала затруднения только у одного испытуемого из группы детей из неполных семей, что составило соответственно всего 5% от общего количества испытуемых. Наибольшее количество ошибок в обеих группах было обнаружено при выполнении построения первой идентификации связанной с определением возраста ребенка. В группе детей из неполных семей 70% испытуемых неправильно идентифицировали свой возраст, в группе испытуемых из полных семей 35% соответственно. Достоверность различий в распределении признака была подтверждена путем статистической обработки (х2 Пирсона, при уровне значимости р. 0,05). Данный факт свидетельствует о больших сложностях в формировании возрастного аспекта эго-идентичности у детей из неполных семей, по сравнению с их сверстниками из полных семей.

В построении итоговой (по половозрастным признакам) последовательности затруднения были у 35% испытуемых из группы неполных семей и 20 % испытуемых из группы полных семей соответственно. Что свидетельствует о более низкой степени сформированности у детей из неполных семей способности к генерализации знаний по поводу эго-идентичности направленных на других людей, и на собственный жизненный путь, хотя этот показатель и не является статистически значимым (х2 Пирсона, при уровне значимости р.0,05) . Наиболее привлекательным образом для испытуемых из неполных семей был образ школьника (40%) и образ юности (35%), 20% испытуемых выбрали образ взрослого, 5% - образ старости. Для группы испытуемых из полных семей наиболее привлекательным оказался образ юности, его выбрали 50% испытуемых, далее следует образ школьника - 40%, 5% выбрали образ взрослого и 5% - образ дошкольника. Исходя из этого можно предположить следующее: дети из полных семей имеют в представлении более развернутую временную перспективу в область будущего, что может свидетельствовать об их большей уверенности в построении их собственного жизненного пути.

Страницы: 1 2


Общее понятие рефлексии.
В научной литературе существует множество точек зрения на проблему рефлексии. В современных энциклопедиях рефлексия определяется как "форма теоретической деятельности общественно-развитого человека, направленная на осмысление всех своих собственных действий и их законов; деятельность самопознания, раскрывающая специфику духовного ...

Творчество
Творчество – это последовательность следующих психических состояний личности: 1) подготовка мотивов для открытия или изобретения; 2) инкубационный период или выражение мотива безмолвным внутренним состоянием; 3) активность трех составляющих открытой системы Человек: организм, индивидуальность и взаимосвязь Личность-Природа; 4) «инса ...

Формы трансакта
Формы трансакта: дополнительные (параллельные), перекрестные (пересекающиеся) и скрытые. Самыми зрелыми и здоровыми являются дополнительные трансакции, когда стимул, посланный человеком, встречает адекватную, естественную в данной ситуации реакцию Например, два человека (руководитель и подчиненный) взаимодействуют как Родитель—Родител ...

Категории