Материалы » Психологическая детерминация развития личности » Особенности самооценки подростков с разным уровнем развития

Особенности самооценки подростков с разным уровнем развития
Страница 1

Подростковый возраст можно считать моментом развития самооценки, который сопровождается у подростка целой гаммой переживаний. Самооценка оказывает влияние на поведение подростка и формирует его личность. Являясь важнейшим компонентом самосознания, самооценка выступает необходимым условием гармоничных отношений подростка, как самим собой, так и с другими людьми.

Теоретический анализ литературных источников показал, что проблема изучения самооценки является одной из распространенных в современной психологии, нашло свое отражение во многих работах отечественных и зарубежных психологов, таких, как А. Н. Леонтьев, В. В. Столин, И. И. Чеснокова, Л. И. Липкина, И. С. Кон, Р. Бернс и другие. Эти авторы изучали влияние самооценки на познавательную деятельность человека (восприятие, представление, решение интеллектуальных задач), место самооценки в системе межличностных отношений; определяли приемы формирования самооценки, а при ее деформации - приемы преобразования путем воспитательных воздействий.

По мнению ряда исследователей, самооценка функционирует как часть самосознания, возникает на основе обобщающей работы процессов самосознания, которая проходит различные этапы и находится на разных уровнях развития в ходе становления личности. Самооценка постоянно изменяется, совершенствуется и включает в себя следующие элементы: образы «Я - реальный», «Я - идеальный», результат сопоставления этих образов и самоотношение к результату сопоставления. Самооценка есть отношение личности к результатам сопоставления своих образов реального и идеального «Я».

Наше исследование мы проводили на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 18» г. Саранска Республика Мордовия с подростками 7-х классов в количестве 54 учеников. Целью нашего исследования явилось сравнительное изучение самооценки подростков с высоким и низким уровнем академической успеваемости. В нашем исследовании мы сделали предположение о том, что наблюдаются различия в особенностях самооценки у учеников в зависимости от уровня академической успеваемости. В этой связи мы решили выбрать две категории испытуемых – с высоким и низким уровнем академической успеваемости.

В своем экспериментальном исследовании мы использовали метод экспертных оценок, методику «Какой Я» (Ф. Хоппе), методику Т. В. Дембо-Рубенштейна в модификации А. М. Прихожан.

На первом этапе мы предложили учителям, которые ведут занятия в 7-ом классе, выделить три категории учащихся – с высоким, низким и средним уровнем академической успеваемости. В результате экспертного оценивания мы получили следующие данные: у 15 учеников - высокий уровень академической успеваемости, у 13 - низкий и у 26 - средний.

На втором этапе нами были изучены особенности самооценки. Вначале мы использовали методику «Какой Я» (Ф. Хоппе). Согласно полученным данным, у 6 (40 %) учеников с высоким уровнем академической успеваемости выявлен высокий уровень развития самооценки, у 8 (53,3 %) учеников средний и у 1 (6,7 %) низкий уровень. Таким образом, полученные данные свидетельствуют о том, что у подростков с высоким уровнем академической успеваемости в основном средний уровень развития самооценки. Совершенно иная картина обнаружилась в группе учащихся с низким уровнем академической успеваемости, где школьников с высоким уровнем самооценки оказалось 8 (66,7 %), учеников со средним уровнем 4 (33,3 %). Подростков с низким уровнем самооценки в данной группе не оказалось. На наш взгляд, это можно объяснить тем, что у этих подростков отсутствует критичность, своя точка зрения при оценивании себя. Полученные результаты методики «Какой Я» (Ф. Хоппе) свидетельствуют о том, что подростки с низким уровнем академической успеваемости имеют высокий уровень самооценки, а у подростков с высоким уровнем академической успеваемости в основном средний уровень самооценки.

Страницы: 1 2


Дети с дефектами зрения
Причины дефектов зрения Причины слепоты могут быть врожденными: токсоплазмоз в период эмбрионального развития, другие инфекционные заболевания матери в период беременности, нарушение у нее обменных процессов, воспалительные заболевания. Некоторые виды слепоты могут передаваться по наследству. Известны также следующие врожденные дефекты ...

Причины суицида у подростков и молодежи
Дорогие мама и папа и все остальные, Простите меня за то, что я сделал, но я любил вас всех и буду любить всегда, вечно. Пожалуйста, пожалуйста, не вините себя за это. Это была моя вина. Не ваша или кого-то другого. Если бы я не сделал это сейчас. Я бы сделал это позже. Мы все умрем когда-нибудь, я просто умер раньше. Люблю вас, Джон ...

Кондуктивное воспитание и ранняя логопедическая работа при детском церебральном параличе (ДЦП)
Кондуктивное воспитание и обучение при ДЦП включает комплексную методику лечебно-педагогического воздействия с использованием регулирующей функции внутренней речи, ритмической организации движения. С этой целью стимулируют ребенка выполнять движения под счет от 1 до 5, на основе однотипных инструкций, например вверх — вниз и т. п. Ритм ...

Категории