Материалы » Психология в юриспруденции » Психические (познавательные) процессы психические состояния и правовая практика учет их закономерностей юристом в профессиональной деятельности и их психолого-правовая оценка

Психические (познавательные) процессы психические состояния и правовая практика учет их закономерностей юристом в профессиональной деятельности и их психолого-правовая оценка
Страница 3

Чтобы рациональнее решить стоящие перед юристом задачи, ему необходимо последовательно пройти ряд этапов:

подготовительный: осознание цели деятельности, формулировка вопросов, которые надо решить;

ориентирование в условиях задачи: ознакомление с материалами дела, исходными данными и т.д. Выдвижение версий;

определение путей, средств и методов решения задачи;

решение задачи. Применительно к различным юридическим ситуациям адвокат (следователь) использует те или иные тактические комбинации в виде определенной совокупности следственно-опосредованных действий;

сопоставление полученных результатов с исходными условиями задачи.

Мышление юриста-профессионала характеризуется следующими качествами: познавательной активностью, широтой и глубиной, прогностичностью, гибкостью и самостоятельностью мышления.

Воображение занимает промежуточное положение между памятью и мышлением. Оно необходимо в проблемной юридической ситуации. С помощью воображения, компенсирующего недостаток фактографического материала, адвокату (следователю) удается активизировать мышление, найти правильное решение, прогнозировать конечные результаты. В правоприменительной деятельности других субъектов юридического процесса – свидетелей, подзащитных и т.д., чаще проявляется активное, воссоздающее воображение.

Необходимо отметить, что положительное влияние на развитие и плодотворность воображения юриста-практика оказывают приобретенные знания, опыт, чтение художественной литературы и т.д.

3. В профессиональной деятельности юриста, безусловно, требуется понимание особого класса психических явлений, включающих в себя: эмоции, чувства, тревогу, страх, стресс, фрустрацию, аффект. Юрист должен грамотно оценить эти явления, когда необходимо изучить поведение субъекта различных правоотношений: при разрешении гражданско-правовых споров, в практике борьбы с противоправными действиями, когда необходимо назначить наказание, а также при изучении мотивов, которые объясняют, почему человек совершил противозаконное действие.

К простейшим проявлениям психики относятся эмоции и чувства.

Эмоции

– это кратковременные переживания человека, которые выражают его отношение к происходящему.

В юридической практике необходимо учитывать следующее:

выход эмоций из-под контроля оказывает сильное воздействие на поведение человека, настроение, мышление;

эмоции могут переходить в чувство враждебности, которое лежит в основе противоправного поведения;

в ситуациях, имеющих неопределенный характер, субъект испытывает амбивалентные эмоциональные состояния (повышенная тревога, напряженность и т.д.).

Самому юристу-практику также необходимо владеть языком эмоций и чувств. Это способствует распознаванию эмоциональных состояний клиента и выразительности форм реагирования на происходящее в процессе коммуникаций.

Кратко рассмотрим состояния эмоциональной напряженности, которые активно влияют на поведение лиц, участвующих в системе «человек–право»: тревога, страх, стресс и его разновидности – фрустрация, аффект, страдание. Состояние тревоги

возникает в результате предчувствия или неопределенной, необратимо приближающейся опасности.

Юристу необходимо принимать во внимание огромную роль субъективного фактора, влияющего на состояние тревожности и, соответственно, на поведение человека – участника процесса. Кроме того, тревога может быть сильным фактором в жизни, оставаясь в то же самое время не осознанной человеком. Тревога может привести к патологическим нарушениям психики (психическому расстройству). Юристу необходимо учитывать эти факторы при оценке психического состояния виновного, подзащитного, свидетеля и т.д. Например, это касается разрешения гражданско-правовых споров, связанных с компенсацией морального вреда субъекту, перенесшему нравственные и физические страдания (см. ст. 151, 1101 ГК РФ). В судопроизводстве оценка тревожности того или иного участника процесса проводится с учетом личности субъекта, его социального статуса, самооценки и т.д. Юрист должен учитывать, что есть фактор личностной тревожности, носящей константный характер, и фактор ситуативной тревожности (временное состояние психики).

Страх

является эмоциональной реакцией на конкретную, объективно существующую угрозу. Страх – это проявление инстинкта самосохранения.

Страх является наиболее опасной из всех эмоций. Основными причинами появления страха являются: ощущение приближающейся неудачи, чувство собственной беспомощности, беззащитности, непреодолимой опасности для себя и своих близких.

Страницы: 1 2 3 4 5


Особенности подросткового возраста, границы, этапы развития
Подростковый возраст - это тот период жизни, когда у человека формируются нормы и способы построения общения. И помогает этому общественно полезная деятельность в любых ее формах: производственно-трудовой, художественной, общественно-организационной, спортивной, учебной, - а главное, свободный переход от одной ее формы к другой. Однако ...

Детские разговоры
Дети не просто произносят слова или фразы. Они ведут разговоры со взрослыми, с другими детьми и даже сами с собой. Их разговоры обычно следуют определенным схемам. Текущий контроль обмена сообщениями. Прежде всего необходимо привлечь внимание другого человека. Малыш, только начавший осваивать искусство беседы, может дергать человека за ...

Система ценностных ориентаций подростков
Современное общество многие века находится в состоянии постоянного конфликта поколений. Сегодняшнее молодое поколение оказывается в сложной ситуации: различные перевороты в социально-экономическом укладе сопровождается кризисом ценностного сознания. Социальные ценности, которыми жили «отцы», в настоящее время утратили практическое значе ...

Категории