Материалы » Предмет и эволюция психологии » Эволюция предмета психологии

Эволюция предмета психологии
Страница 2

Становление психологии активизировало научный поиск не только в направлении структурализма. Почти в тот же временной период в США развивается направление, получившее название функционализма. Основные позиции функционализма отражают движение психологической мысли не только в направлении расширения описательно-объективных возможностей, но и возможностей решения практических задач. Психология определялась как наука о деятельности сознания.

Активизация психологической мысли имела результатом то, что в XIX веке возникло новое научное направление в психологии – бихевиоризм. Основная концепция этого направления базировалась на том, что предметом психологии является не сознание и не деятельность сознания, а поведение.

На рубеже XIX -XX веков возникло новое научное направление, получившее название психоанализа. Оно утвердило понимание психологии как науки не только о сознании, но и о бессознательном. Психоаналитическая концепция стала знаменательным событие м мировой науке. Ее развитие связано с такими именами как З.Фрейд, К.Юнг, А.Адлер. В наше время психоаналитическая концепция остается одной из основных в психологии личности, а психоанализ – одним из основных методов психотерапии.

История мировой психологии насыщена концепциями, также сыгравшими существенную роль в ее становлении и развитии (ассоциативная психология, глубинная психология, функционализм, бихевиоризм, гештальтпсихология). В них отслеживается общая динамика познания: от структуры к функции; от внешних проявлений к внутренним причинам. Именно в этих концепциях были осуществлены связи с практикой в сфере обучения, труда и лечения. Таким образом, были заложены основы практической психологии, сыгравшей затем решающую роль в развитии психологии как науки.

Мировая психология в целом интенсивно развивалась в различных направлениях. Одним из приоритетных направлений становится познание личности и социальной сферы проявления ее активности. Вместе с тем интенсивно проводятся исследования по поиску физиологических коррелятов психического, в том числе связанных с возрастом и полом человека. Одновременно идет процесс специализации психологического знания приме5нительно к сферам общения и специального взаимодействия, трудовой деятельности, образования, воспитания, здоровья. Разрабатываются методы психологической диагностики и оценки, а также активные методы психологии, предполагающие психологическое воздействие с целью получение положительного для человека результата. Надо отметить, что продолжаются, хотя и оказываются оттесненными как бы на второй план, исследования души, духа, духовности.

Страницы: 1 2 


Психические (познавательные) процессы психические состояния и правовая практика учет их закономерностей юристом в профессиональной деятельности и их психолого-правовая оценка
С помощью процессов ощущения и восприятия человек принимает сигналы окружающей его действительности, отражает свойства, ощущает состояние собственного организма. Ощущения всегда эмоционально окрашены и в них проявляются познавательные, регулятивные функции психики. По классификации их достаточно много: отражающие внешнюю среду, внутре ...

Этапы и приемы самовоздействия
Система АТ и самовнушений обычно включает несколько этапов. I этап – изучение участниками своих личных особенностей; II этап – обучение классическим упражнениям АТ и успокаивающей ее части при помощи и участии тренера; III этап – обучение мобилизующей части; IV этап - применение АТ и самовнушения; V этап – самостоятельные занятия. ...

Проблема соотношения гражданской идентичности
Многие современные психологи и социологи говорят о том, что социально-политические и общественно-экономические процессы в нашей стране привели к кризису гражданской и этнической идентичности. Вследствие этого отмечается рост дезадаптации, оторванности и обособленности индивида от общества, проявлений девиантного и делинквентного поведен ...

Категории