Материалы » Психологический анализ юмора и счастья » Юмор как фактор трансформации агрессии в психологии

Юмор как фактор трансформации агрессии в психологии

В рейтинги самых популярных передач на российском телевидении в последние годы неизменно входят передачи юмористического содержания. С точки зрения социальной психологии интересным представляется рассмотрение причин данного факта. Чем объясняется стремление российского зрителя посмеяться над самим собой, своим государством, согражданами?

Нами было проведено исследование, которое отчасти позволяет ответить на данный вопрос. В исследовании приняло участие 28 человек, из них 7 юношей и 21 девушка, студенты РГГУ. Половина респондентов состоит в студенческой команде КВН, другая половина не только не участвует в КВН, но даже не смотрит подобные телепередачи по телевизору.

Мы предположили, что, согласно гипотезе несовместимых реакций, студенты-участники команды КВН будут иметь отличия по преобладающей форме агрессии от студентов, которые не участвуют в КВН: у первых будет доминировать косвенная агрессия, выражающаяся в злобных сплетнях, шутках, насмешках и пр. Это и приводит их в команду КВН. Также предполагались отличия по формам психологической защиты – у игроков КВН доминирующей станет отрицание. Отрицание обусловливает то, что фрустрирующие, проблемные ситуации не воспринимаются личностью, несмотря на их очевидность для других. Поэтому участники КВН обладают способностью смеяться над сложными ситуациями.

Было проведено тестирование испытуемых по двум методикам - методика исследования агрессии Басса–Дарки и методика "Диагностика типологий психологической защиты Р. Плутчика в адаптации Л. И. Вассермана, О. Ф. Ерышева, Е. Б. Клубовой и др.".

На основе проведенного исследования были получены следующие результаты:

1. Было обнаружено, что агрессия студентов-участников команды КВН трансформируется в юмор. При этом было обнаружено, что в юмор трансформируется не косвенная агрессия, а обида. Зависть и ненависть к окружающим, гнев на весь мир за действительные и мнимые страдания выражаются в шутках и насмешках над другими.

2. Социально-психологическим аспектом трансформации агрессии в юмор является стремление избежать переживания конфликтной или фрустрирующей ситуации, а также неосознанное переключение деструктивных побуждений на шутки, остроумие, насмешку.

4. Доминирующими механизмами психологической защиты у участников игр КВН являются отрицание и интеллектуализация (включая сублимацию). То есть они не только не признают существование проблем, но и не замечают причин затруднительных ситуаций, придумывая "разумные" объяснения происходящему. Вытесненные чувства находят выражение в других ценностях, которым следует личность. В данном случае, сталкиваясь с проблемой, испытуемые из этой группы не замечают важность происходящего, обращая все в шутку, обесценивают серьезность ситуации.

5. Вместе с увеличением продолжительности участия в играх КВН увеличивается склонность к раздражению. Причины данного факта необходимо исследовать подробнее.

Таким образом, в данном исследовании был обнаружен механизм трансформации агрессии в юмор. Трансформацию агрессии обуславливает стремление избежать переживания конфликтной ситуации, а также неосознанное стремление переключить деструктивные реакции на такие проявления юмора, как шутки, остроумие, насмешки.

В связи с вышесказанным можно сделать вывод о том, что юмор является одним из важнейших механизмов управления собственной агрессией. Посредством юмора люди не только избегают проблемных ситуаций, но и легко переживают сдерживание своих отрицательных эмоций. Последние не накапливаются у человека, делая его раздражительным и неудовлетворенным, а находят свой выход в социально приемлемых формах.


Характеристика на студентку – практикантку 4 курса ХГУ им. Н.Ф. Катанова МПСИ Кафедры психологии 030301 – Психология Овчаренко Татьяну Викторовну.
Овчаренко Татьяна Викторовна находилась на производственной практике в КГОУ для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Минусинская коррекционная (специальная) школа – интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с отклонением в развитии 8 вида» №8 по основным общеобразовательным программам с ...

Психолого-педагогические средства, стимулирующие развитие самосознания подростков. Сущность самосознания, уровни его развития и условия формирования
Совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием, а представления индивида о самом себе складываются в мысленный «образ Я». Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. По мере того, как человек приобретает жизненный о ...

Развитие индивидуальных способностей ребёнка
Сесиль Лупан утверждает, что ребенку не нужна обязательная ежедневная программа занятий: каждый день занимаясь всем понемногу, жизнь крохи превращается в каторгу, а желание узнать больше и больше сходит на нет. Лупан считает, что наиболее подходящим базовым временным периодом для занятий является неделя. Для этого имеет смысл составить ...

Категории