Материалы » Мотивы поведения дошкольников » Теоретические аспекты психологии мотивации. Общая характеристика понятия мотивов и мотивации в психолого-педагогической науке

Теоретические аспекты психологии мотивации. Общая характеристика понятия мотивов и мотивации в психолого-педагогической науке
Страница 1

Мотив — это побуждение к совершению поведенческого акта, порожденное системой потребностей человека и с разной степенью осознаваемое либо неосознаваемое им вообще. В процессе совершения поведенческих актов мотивы, будучи динамическими образованиями, могут трансформироваться (изменяться), что возможно на всех фазах совершения поступка, и поведенческий акт нередко завершается не по первоначальной, а по преобразованной мотивации.

Термином «мотивация» в современной психологии обозначаются как минимум два психических явления: 1) совокупность побуждений, вызывающих активность индивида и определяющую ее активность, т.е. система факторов, детерминирующих поведение; 2) процесс образования, формирования мотивов, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне[19,c.369.].

Поэтому проводят разграничение между мотивацией как диспозицией, или тенденцией, и мотивацией как активацией, или возбуждением. Организм может при определенных обстоятельствах испытывать тревогу, страх или голод как мотивационную тенденцию, но мотивация как активнее состояние появляется только в тот момент времени или в той ситуации, когда данный организм действительно возбужден, то есть мотивирован.

Поскольку психологи заняты поиском законов, распространяющихся не только на поведение людей, но и на поведение низших животных, литература в области мотивации охватывает темы, которые касаются характеристик, универсальных для всех форм животной жизни (напр., голод), наряду с темами, которые ограничиваются исключительно человеческими характеристиками (напр., стремление к достижению и совершенству). О мотивации говорят как об организменной переменной в том смысле, что она является состоянием индивидуума, а не внешней среды.

О мотивации также говорят как о направляющей и руководящей инстанции в том смысле, что она ведет к целенаправленному поведению. Это подчеркивает специфичность мотивации: испытывающие жажду животные ищут воду, переживающий профессиональный стресс человек пытается спастись от этой неприятной ситуации. Цели всегда определялись двумя способами.

Один способ описывает цели как объективные события или осязаемые, материальные изменения среды в результате поведения.

Второй смысл, в котором используется термин «цель», подразумевает под нею скорее внутреннюю абстракцию, чем объективное внешнее событие. Например, цель поиска менее напряженной работы является некоторой идеей, представлением человека о будущих событиях, когда он мотивирован освободиться от неприятной стрессовой рабочей ситуации. Цели направляют или управляют, так как, продвигаясь к ним, человек совершает одни действия, а не другие, и цели функционируют в любой данный момент времени, так как это внутренние «здесь-и-сейчас» репрезентации будущего, а не объективные, реальные, будущие события.

Мотивация может также идентифицироваться по специфическим предшествующим событиям, а не только по результатам деятельности или исходам поведения (реальным или существующим в виде когнитивных репрезентаций). Предшествующие события приводят к различным видам мотивационных состояний и очень часто поведение индивидуума различается соответственно тому, какие специфические предыдущие события имели место[15,c.419].

Мотивация различается не только по виду, но и по силе. Можно говорить о существовании большей или меньшей жажды, большего или меньшего страха. В целом в науке признается, что мотивация возбуждает или снабжает энергией, однако существующие теории различаются трактовкой того, как мотивация активизирует поведение[3],[12],[19].

Различные источники мотивации, благодаря эффекту суммации, могут оказывать совокупное влияние на поведение. Усиление мотивационного возбуждения может происходить в результате увеличения силы какого-то одного вида мотивов или суммации различных источников мотивации. Во многих случаях эффект активации организма вследствие возросшей мотивационной силы можно наблюдать скорее по изменению физиологических показателей, нежели по внешним поведенческим реакциям.

Страницы: 1 2 3 4 5


Ведущая деятельность дошкольника
Научиться полноценному общению и взаимодействию друг с другом детям помогает игровая деятельность. Выдающиеся психологи Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Л.А. Люблинская, С.А. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин считают игру ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, составляющую основное содержание жизни ребенка, благодаря которо ...

Невербальное общение в процессе беседы
Невербальное общение включает в себя такие формы самовыражения, которые не опираются на слова и другие речевые символы. Его ценность состоит, в частности, в том, что оно спонтанно и проявляется бессознательно. Невербальное общение содержит достаточно элементов, которые позволяют убедиться в достоверности того, что сказано словами. Пон ...

Интеллектуальная готовность
Ребенок должен уметь общаться в диалоге, уметь задавать вопросы, отвечать на вопросы, иметь навык пересказа. Для того чтобы обучение школьника было успешным, необходимо чтобы его уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в «зону ближайшего развития» ребенка, а иначе он просто не сможет усваивать ...

Категории