Материалы » Мотивы поведения дошкольников » Теоретические аспекты психологии мотивации. Общая характеристика понятия мотивов и мотивации в психолого-педагогической науке

Теоретические аспекты психологии мотивации. Общая характеристика понятия мотивов и мотивации в психолого-педагогической науке
Страница 2

Для идентификации такого измерения мотивации, как ее сила, обычно используют меры волновой активности мозга, электрической проводимости кожи, сердечного ритма и напряжения мышц. В состояниях сонливости и низкого возбуждения на ЭЭГ обычно появляются медленные и большие волны с регулярным рисунком, тогда как в состоянии возбужденного бодрствования паттерн мозговой активности представлен быстрыми, низкоамплитудными, нерегулярными волнами. В результате усилившегося возбуждения индивидуумы также имеют тенденцию демонстрировать увеличение мышечного потенциала, регистрируемое на ЭМГ, и снижение кожного сопротивления.

В целом, исследования показали, что организмы оказываются тем более активными, чем более они мотивированы. Ответная реакция, проявляющаяся в простых формах поведения, подобных бегу или нажиманию на педаль, усиливается непосредственно вслед за усилением мотивации, особенно у наивных подопытных животных. У животных и людей усиление мотивации в общем и целом влечет за собой увеличение усилий, настойчивости и чувствительности.

Другим доказательством активирующего аспекта мотивации служит то, что при ее повышении наблюдается повышенная генерализации раздражителя, проявляющаяся в расширении спектра стимулов, на которые реагирует организм.

Для физиологического объяснения многочисленных, но не систематизированных активирующих эффектов повышенной мотивации принято ссылаться на ретикулярную активирующую систему. В своих ранних работах Моруцци и Мэгун, а позднее и Линдсли, описали систему, включающую в себя ретикулярную формацию, таламус и кору головного мозга, которая вроде бы объясняла, как организмы могут проявлять как специфическое, так и неспецифическое возбуждение. Однако многие исследователи оспаривают — на уровне физиологических и на уровне поведенческих наук — возможность существования единой системы возбуждения[15,c.420].

Одним из источников мотивации выступают потребности. Под потребностями подразумевают стремление к тем условиям, без которых невозможно поддерживать свое нормальное физическое и психическое состояние. Потребность — осознаваемое и переживаемое человеком состояние нужды в чем-либо. Осознанные потребности — это желания. Их человек может сформулировать, для реализации их он намечает план действий. Чем сильнее желание, тем энергичнее стремление преодолеть преграды на его пути. У человека может быть обнаружено очень большое количество потребностей: хочется быть здоровым и долго жить, любить и быть любимым, растить детей и радоваться их успехам, хочется интересной работы, похвалы, признания, наслаждений, красоты, музыки, новых ощущений и информации и т.п. И все они являются мотивирующими факторами, которые побуждают любого из нас на те или иные действия или поступки. Препятствия на пути к их удовлетворению становятся причиной межличностных столкновений, особенно если сталкиваются важные потребности и желания[19,c.370].

Таким образом, изучение и знание насущных потребностей человека, может помочь разобраться и в системе его мотивов.

Выделяют классификацию потребностей: 1) первичные, витальные (врожденные, биологические) потребности: в пище, воде, сне, отдыхе, потребность в самозащите, родительские, сексуальные потребности. Эти естественные потребности имеют общественно-личный характер, что находит свое выражение в том, что даже для удовлетворения узколичных потребностей (в пище) используются результаты общественного труда и применяются исторически сложившиеся в данной общественной среде способы и приемы, т. е. все потребности социальны по способу удовлетворения; 2) культурные, приобретенные потребности имеют общественный характер по природе своего происхождения, они формируются под влиянием воспитания в обществе. Среди культурных потребностей выделяют материальные и духовные потребности. К духовным относят потребность в общении, потребность в эмоциональном тепле, уважении, познавательные потребности, потребность в деятельности, эстетические потребности, потребность осознать смысл своей жизни. Даже не найдя ответа на этот вопрос, люди своей деятельностью доказывают, что имеют определенные цели, которым посвящается порою вся их жизнь. Цели бывают очень разные: открытие научной истины, служение искусству, воспитание детей. Но иногда это лишь стремление сделать карьеру, заполучить определенные материальные блага[19,c.371].

Страницы: 1 2 3 4 5


Отличия мужского и женского стиля руководства
Мир изменился, во многих отраслях жесткое иерархическое управление оказывается менее эффективным по сравнению с управлением, построенным на влиянии, убеждении и мотивации.В отличие от мужчин-руководителей, которые пытаются любую структуру выстроить в виде вертикальной властной пирамиды, женщины предпочитают более тонкие инструменты упра ...

Характеристика на студентку – практикантку 4 курса ХГУ им. Н.Ф. Катанова МПСИ Кафедры психологии 030301 – Психология Овчаренко Татьяну Викторовну.
Овчаренко Татьяна Викторовна находилась на производственной практике в КГОУ для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Минусинская коррекционная (специальная) школа – интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с отклонением в развитии 8 вида» №8 по основным общеобразовательным программам с ...

Личность ребенка как субъект воспитания
Воспитание, с философской точки зрения, есть тот аспект взаимодействия людей, спецификой которого является постановка особых — воспитательных — задач, итогом изменение психологических характеристик личности. Задача воспитания — организовать взаимодействие, которое бы обладало максимальным воспитательным потенциалом. Предпосылкой деятел ...

Категории