Гендерное исследование особенностей эмоциональной сферы личности больных
артериальной гипертониейСтраница 2
Исследование же людей, страдающих АГ, показало, что в этой группе наблюдаются более выраженные гендерные различия эмоциональной сферы. Среди больных АГ у мужчин выше, помимо негативизма, еще и те виды агрессии, которые вместе дают индекс агрессивности: физическая агрессия, вербальная агрессия, косвенная агрессия, а у женщин выше, помимо личностной тревожности, еще и те виды агрессии, которые относятся к индексу враждебности: подозрительность и обида, у них также выше преобладание враждебности над агрессивностью. То есть, мужчинам, страдающим АГ, более свойственно открытое поведенческое выражение агрессии. Женщины же более склонны к проявлению враждебности, то есть негативного, оппозиционного отношения к окружающему миру (в первую очередь к людям) преимущественно когнитивного характера, подразумевающего наличие негативных эмоций. Им свойственно скрытое, внутреннее переживание агрессии, которое не всегда проявляется на поведенческом уровне.
Анализ взаимосвязей между изучаемыми особенностями эмоциональной сферы личности у больных АГ позволил конкретизировать традиционно принятые в психосоматике представления о роли длительных заторможенных эмоций отрицательного характера в патогенезе АГ: для пациентов в целом (как для мужчин, так и для женщин) характерны взаимосвязи высокого уровня ситуативной тревожности, выраженности аутоагрессии и алекситимии. При этом у женщин, больных АГ, положительно взаимосвязаны следующие особенности личности: выраженность аутоагрессии, уровень преобладания враждебности над агрессивностью, высокий уровень алекситимии, ситуативной и личностной тревожности. Таким образом, данные особенности могут способствовать формированию и поддержанию длительного психического напряжения: легкость возникновения беспокойства при различных жизненных обстоятельствах (ситуативная тревожность) обусловлена личностными характеристиками (личностная тревожность); снижение способности к поведенческому отреагированию (преобладание враждебности над агрессивностью) связана у женщин с социально заданными гендерными ролевыми ожиданиями; выраженность аутоагрессии, склонность к самокритике поддерживают отрицательный аффективный фон; трудности распознавания собственных эмоций (алекситимия) дополнительно осложняют возможности отреагирования и регуляции эмоциональных состояний, усиливая фиксированное эмоциональное напряжение, способное провоцировать гипертензивные реакции. Обращает на себя внимание, что мужчинам в целом более доступно поведенческое отреагирование агрессии (уровень преобладания враждебности над агрессивностью значимо выше только у женщин, страдающих АГ), при этом в случае, если этот показатель выявляется у мужчин с АГ, то он положительно коррелирует с высоким уровнем личностной тревожности.
У людей, страдающих АГ, наблюдаются выраженные гендерные особенности эмоциональной сферы, что необходимо учитывать при планировании и осуществлении для них психологической и медицинской помощи.
Конспекты занятий, направленных на формирование
культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у дошкольников с
нарушениями интеллекта
Тема:«Формирование культурно-гигиенических навыков у детей» «Чистота - та же красота»
Цели:
Обучающая:
Способствовать формированию и закреплению у детей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.
Развивающая:
Развивать основы социального взаимодействия.
Воспитательная:
Воспитывать культуру дружеских отношений ...
Психологическая коррекция развития детей с нарушениями интеллекта
Психологическая помощь детям с умственной отсталостью является комплексным процессом, включающим в себя два основных блока:
· адаптация ребенка к имеющемуся дефекту;
· обучение родителей адекватному способу поведения с ребенком.
Важное значение в процессе адаптации ребенка играет целенаправленная психокоррекционная работа. При состав ...
Преподавательская деятельность психолога
Настоящее преподавание предполагает не только передачу студентам основ данной науки, но и постоянную демонстрацию возможных рассуждений по поводу этих основ, а также демонстрацию возможностей самого научного метода при анализе и решении психологических проблем. Только тогда студент будет понимать, зачем вообще нужны научные знания и мет ...