Исследование счастья в психологииСтраница 1
Приблизительно в 60-е – 70-е гг. прошлого века начались активные исследования счастья в рамках психологии. За последующие четыре десятилетия наука прошла приблизительно тот же путь в понимании счастья, что и философия за предыдущие два тысячелетия. Теперь выводы, к которым в своё время приходили мыслители, получали своё эмпирическое подтверждение.
К настоящему времени психологией накоплено уже огромное количество данных – о культурных особенностях понимания счастья, о взаимосвязи его с множеством различных показателей – как объективных (материальный достаток, возраст, образование и т.д.), так и субъективных (осмысленность жизни, ориентация на достижение тех или иных целей, особенности восприятия жизненных событий и т.д.). С другой стороны, при прочтении этих работ часто возникает вопрос: не теряется ли нечто очень важное для понимания счастья при подобном подходе к его рассмотрению?
С одной стороны, огромный массив данных значительно облегчает наше исследование данной темы. С другой – даёт ли он конкретному человеку ответ на вопрос, как стать счастливым? Ведь чаще всего психологические исследования останавливаются на довольно поверхностном уровне (отвечая, например, на вопросы, представители каких профессий или культур более счастливы, сколько времени нужно посвящать досугу и т.д.).
Многие исследования носят социологический характер. Безусловно, их данные очень интересны. Но, с другой стороны, они "схватывают" лишь ту информацию, которую люди и так знают о себе; практически не позволяя приблизиться к пониманию столь сложного феномена, как человеческое счастье.
Таким образом, исследование счастья в психологии поднимает сложные методологические вопросы – какова сущность этого феномена, какими методами можно его исследовать, на какую концепцию при этом можно опираться и т.д.
Согласно Б.С. Братусю, психология долгое время строилась на естественнонаучной основе. В то же время сейчас наступает некий поворот в её развитии, ведь попытка понять психологию человека неизбежно приводит к вопросам о сущности человека, о смысле его существования и т.д. На этом этапе психология не может не обратиться к этическому, философскому, богословскому пониманию данных вопросов.
На наш взгляд, если мы ограничиваемся только психологическими методами при исследовании такой сложной, междисциплинарной темы, как счастье, вряд ли мы сможем подойти близко к пониманию этого феномена. В исследовании счастья должны появиться такие термины, как "сущность человека", "соответствие своему предназначению", "следование голосу совести". Безусловно, все эти явления сложно отнести к предмету собственно психологических исследований. Однако описание счастья в терминах "достижение целей", "наличие положительных эмоций" и т.п., на наш взгляд, даёт некое редуцированное понимание этого сложного феномена.
Наличие смысла жизни, личностно значимых целей, несомненно, является одним из важнейших источников счастья. В то же время, можем ли мы говорить о подлинном счастье, не ставя вопрос о содержании этих целей и смыслов?
Конечно, достижение любых личностно значимых целей и наличие любых смыслов могут до определённого времени давать ощущение ценности собственной жизни, некоторую удовлетворённость и положительные эмоции. Однако, на наш взгляд, смыслы, цели и ценности – не предельные категории, они не замыкаются сами в себе. Необходимо принимать во внимание и то, что стоит за этими феноменами; то, с чем можно их соотнести; то, с точки зрения чего можно их оценить.
Ответ на вопрос, что же это такое, чрезвычайно сложен. На наш взгляд, одним из вариантов его решения может служить такое понятие, как "сущность человека". Ещё Э. Фромм писал о том, что есть определённый путь развития, соответствующий человеческой сущности. Если же человек не следует ему, это ведёт к страданиям, болезни. То есть человек может вести вполне активную жизнь, иметь и достигать множество целей, однако, это совсем не будет прибавлять ему счастья – скорее, наоборот, будут увеличиваться его страдания.
Группы отклонений
Социальные отклонения - это нарушение социальных норм, которые характеризуются определенной массовостью, устойчивостью и распространенностью.
Отклонения от нормы условно разделятся на четыре группы: физические, психические, педагогические и социальные.
Физические отклонения от нормы, прежде всего, связаны со здоровьем человека и опред ...
Понятие «ощущения»
Простейшим и исходным элементом чувственного познания и человеческого сознания является ощущение.
«Ничего не бывает в
уме, чего раньше не было в ощущении», – гласит старинное изречение. Ощущения – это отражение отдельных свойств предметов и явлений, непосредственно воздействующих в данный момент на органы чувств.
Характерная особенно ...
Развитие познавательного интереса у младших школьников как предпосылка
воспитательной работы в школе
К наиболее специфическим особенностям младшего школьного возраста многие исследователи относят впечатлительность, восприимчивость, доверчивость, личную тягу к учителю, готовность к действию, послушание, подражательность, тщательность в выполнении заданий, направленность на внешний мир, легкомыслие, наивность и т.д., сочетаемые с такими ...