Коррекция недостатков памяти
Страница 2

Для качественного запоминания умственно отсталым ученикам нужно значительно больше количества повторений, чем детям с нормальным психическим развитием. Первые воссоздания детей, как отмечалось, характеризуются неточностью, хаотичностью, ошибочными привнесениями. Через стереотипию, что свойственная умственно отсталым, эти ошибки оказываются очень стойкими - деть длительное время при воссоздании не исправляют их.

Повторяя материал, умственно отсталые дети в отличие от тех, которые развиваются нормально, не проверяются себя, не сосредоточивают внимания на тех местах, которые плохо или неправильно запомнили. Они повторяют весь материал от начала до конца много раз, не выявляя, какая часть материала усвоена лучше, а которая хуже, на запоминание что надо доложить больше усилий. Узнавание дети принимают за запоминание.

Чтобы предотвратить эти недостатки, процесс повторения на этапе "приспособления к дефекту" следует специально организовывать, а "собственно коррекция" сводится к формированию у школьников приемов эффективного повторения (модификация повторения).

Первым условием эффективности повторения является создание разнообразия его способов. Нужно сделать так, чтобы один и тот же материал дети повторяли, выполняя самые разнообразные задания. Изучая какое-то правило правописания, дети должны не только повторять его за учебником, но и добирать самостоятельно соответствующие примеры, находить в тексте слова, написанные по этому правилу; текстовую информацию можно повторять путем перечитывания, складывание плана, поиска ответов на вопрос и тому подобное.

Модификация приемов повторения связана из, активной работой мышления, требует от учеников сознания и самостоятельности и не возводит усвоения знаний к простого зазубриванию.

Важно научить умственно отсталых детей повторять материал не только весь в целом, к чему они всегда удаются, но и частями или комбинировано. Этими двумя способами умственно отсталым пользоваться очень трудно. Поскольку они плохо выделяют смысловые связки, не умеют разделять текст на смысловые части. Учеников надо учить самостоятельно проверять прочность усвоения, определять, что запомнилось лучше, а что стоит еще раз повторить.

Эффективность повторения в большой степени зависит от распределения его во времени. Например, индивид запомнит лучше, если будет повторять дважды на день в течение трех дней, чем шесть раз в течение одного дня. Объясняется это тем, что большое количество повторений одних и тех же раздражителей вызывает в коре головного мозга торможение и тем же усложняет выработку временных нервных связей, которые лежат в основе запоминания. У умственно отсталых детей торможение под воздействием повторений наступает быстрее, чем в нормально развитых.

Выработка нервных связей в заторможенной коре есть или слишком усложненным, или и совсем невозможным. Поэтому во вспомогательных школах организация повторения требует особенного внимания педагога.

Забывание изученного особенно интенсивно происходят сразу после заучивания, а дальше его темп замедляется. Следовательно, чтобы предотвратить забыванию, надо организовывать повторение сразу после заучивания. Во вспомогательных школах это имеет исключительное значение, поскольку временные нервные связки, которые лежат в основе памяти, производятся очень медленно и, если их сразу крепко не закрепить, они быстро угаснут, и тогда придется опять заучивать материал, а не закреплять.

Изучать во второй раз материал значительно тяжелее, ведь он воспринимается учениками уже без интереса, не вызывает у них ориентировочного рефлекса.

На повторение изученного в учебных программах вспомогательной школы выделяется много времени. Дети занимаются повторением в начале и в конце четверти и учебного года, повторяют только что усвоенный материал, а также тот, который изучался давно, но нужен для овладения новой темой.

Страницы: 1 2 


Межполовые различия проявления внутриличностного ролевого конфликта
Внутриличностный ролевой конфликт проявляется во всех сферах жизнедеятельности личности, и способность разрешать такого рода конфликты являются необходимым условием гармоничного развития личности. Исследование внутриличностного ролевого конфликта в зарубежной психологии имеет длительную историю и берет свое начало с 60–х годов ХХ века, ...

Направления развития этнопсихологии
В результате разобщенности исследователей к концу 19 в. сформировались две этнопсихологии: этнологическая, которую в наши дни чаще всего называют психологической антропологией, и психологическая, для обозначения которой используют термин кросс-культурная (или сравнительно-культурная) психология. Решая одни и те же проблемы, этнологи и ...

Исследовательская компетентность у студентов
Выделение когнитивного ресурса связано с информационным содержанием исторического образования и потенциальными целями постижения истории – освоением систематизированных знаний об истории человечества, формированием исторического мышления, овладением умениями и навыками поиска, систематизации, анализа исторической информации, развитием с ...

Категории