Введение

В обществе всегда возникали и проявлялись различного вида конфликты между людьми: от межличностных и семейных до социально-классовых и международных. Люди, сталкиваясь с теми или иными коллизиями, возникающими между ними, в конце концов, находили методом проб и ошибок необходимые средства и способы устранения недоразумений. Однако при этом не осмысливался сам феномен конфликта, его основа и механизм разрешения, потому что, как выразился Хайггедер, «Человеку на протяжении веков было присуще свойство много действовать и слишком мало действовать».

До поры до времени человечество обходилось без специального знания о конфликтах. Роль конфликтов и их регулирования в современном обществе столь велика, что во второй половине ХХ века выделилась специальная область знания - конфликтология. Большой вклад в ее развитие внесли философия, политология и психология. Согласно некоторым теориям конфликт существует лишь при наличии серьезных разногласий и противоречий, а, по мнению психологов-бихевиористов, конфликт - это осознанное противоборство с целью осуществления собственных потребностей за счет интересов других индивидов. Представители ранней школы считали, что конфликт - это признак неэффективной деятельности и плохой организации. В настоящее время психологи склоняются к той точке зрения, что некоторые конфликты неизбежны, а другие не только возможны, но и желательны.

В связи с вышеизложенным, обозначилась тема исследования: «Исследование причин конфликтов и способов их разрешения».

Цель исследования: выявить представления гимназистов об их степени конфликтности.

Объект исследования: конфликты.

Гипотеза: учащиеся Гимназии могут реально оценить степень своей агрессивности и уровень конфликтности. Кроме того, средний уровень агрессивности учеников будет намного меньше, чем в других школах, а ученики, обладающие излишней агрессивностью, будут составлять меньшую часть от всех гимназистов.

Для достижения поставленной цели и подтверждения выдвинутой гипотезы обозначены следующие задачи:

1. Проанализировать литературу по проблеме исследования: конфликты и их причины.

2. Составить схему зависимости между причинами конфликтов, методами их разрешения и последствиями.

3. Составить портрет представителей различных типов конфликтных личностей.

4. На основе методики Ассингера составить анкету для определения уровня агрессивности учащихся Гимназии, и, как следствие, их шанс попасть в конфликтную ситуацию.

5. Проанализировать полученные результаты.

Решение поставленных задач потребовало использования как теоретических, так и практических методов исследования: анализ психологической литературы по обозначенной проблеме и анкетирование.


Теория сновидений К.Г. Юнга
По Юнгу, сны играют важную дополнительную (или компенсаторную) роль в психике[19]. «Общая функция снов - попытаться восстановить наш психологический баланс продуцирования материала сна, который восстанавливает трудноуловимым способом общее психическое равновесие». Юнг подходит к сновидениям как к живым реальностям. Их надо получить пос ...

Понятие конфликта
Сегодня в конфликтологической литературе существуют самые различные определения конфликта. Так, на Западе широко распространено понятие конфликта, сформулированное известным американским теоретиком Л. Козером. Под ним он понимает борьбу за ценности и притязания на определенный статус, власть и ресурсы, в которой целями противника являют ...

Психологические предпосылки воспитательной работы с подростками. Становление нового уровня самосознания, как предпосылка воспитательной работы в школе
Самосознание – важное звено личности. Его определяют как сознательное когнитивное восприятие и оценку индивидом самого себя, мысли и мнения о себе. Самосознание – отношение личности к себе. А.В. Петровский определяет самосознание как когнитивный компонент Я-концепции, включающий образ своих качеств, способностей, внешности, социальной ...

Категории