Материалы » Анатомические основы воли

Анатомические основы воли
Страница 1

Человеку свойственна активность непроизвольная (неволевая) и произвольная (волевая). Непроизвольная, возникает без сознательного усилия, под действием внешних причин, без намерения. Произвольная активность возникает по заранее поставленной цели, по вашему намерению, связана с вашим "Я" и протекает с сознательным усилием.

Воля

- это активность человека, осуществляемая с заранее поставленной целью, с предварительным выбором средств, ведущих к достижению цели, и с применением сознательного усилия. К непроизвольным движениям относятся рефлекторные движения (кашель, чихание, мигание и т.д.) и действия связанные с переживаниями, они возникают бессознательно. В отличие непроизвольных действий волевые действия являются сознательными. Деятельность сознания выражается в постановке цели, в предварительном выборе средств и путей, ведущих к достижению цели и в применении усилий для ее достижения.

Волевые процессы начинаются со стремлений.

Стремления

возникают из потребностей человека и бывают направлены на объект, который может удовлетворить эту потребность, на объект, который нужно найти, или создать, изменить и т. д.

Степень осознанности стремлений зависит от силы потребности, от опыта и знаний человека, от развития его мышления и воображения.

По степени осознанности принято различать два вида стремлений - влечение и желание.

Влечение

- это стремление, в котором создается только недовольство настоящим состоянием, но не осознается цель стремлений (не осознаются пути и средства к достижению цели). Влечение - это такое состояние, когда человек сознает, что ему чего-то не хватает, что-то ему нужно, но что именно, этого он не осознает (представляет и не осмысливает). Человек переживает тягостное состояние в виде чувства скуки, тоски, "неопределенности" (у детей - капризы). Влечения проявляются чаще у людей не занятых делом, без жизненных интересов, со слабой активностью.

Желание

- это такое стремление, в котором осознается только цель стремления, но не осознается пути и средства, ведущие к ее достижению (безграничная мечта).

Когда пути и средства найдены, то желание проявляется как осознанное стремление.

Желание становится действенным, осознается возможность достижения цели, готовность действовать в определенном направлении и когда осознаются последствия предполагаемых действий (хотение

).

Вполне осознанное желание - это волевое стремление, которое может перейти в действие.

За желаниями следуют действия.

Простые волевые действия- хотел встать - встал; захотел взять карандаш - взял.

Большинство волевых действий носит сложный

характер т. к. между желанием и действием нужен выбор цели, выбор средств и путей достижения цели и принятия решения.

Все то, чем определяется преемственность или не преемственность целей и путей, ведущих к достижению этих целей, называются мотивами действий.

Мотив

- это ответ на вопрос, почему человек ставит перед собой эту цель, а не другую, почему он при достижении поставленной цели или предполагает действовать такими-то, а не другими средствами и путями.

Волевые действия совершаются по мотивам. Человек при выборе цели опирается на свое мировоззрение, на принципы морали, на эстетические вкусы, на личные и общественные интересы.

При обсуждении человек опирается на факты, принципы, правила, которыми он руководствуется в своих решениях. Это обсуждение и обоснование мотива называется мотивацией

.

Процесс выбора целей, выбора путей и средств приобретает характер внутренней борьбы (борьба мотивов

).

Принять решение - это значит остановиться на одной определенной цели, на одном способе или путях действия, ведущих к достижению целей.

Нерешительность и неустойчивость изживаются, когда принятие решения связанно с предварительным планированием действий.

Планирование

- это сложная умственная деятельность, которая состоит в отыскании наиболее рациональных способов и средств, ведущих к достижению поставленной цели.

Страницы: 1 2 3


Психическое здоровье, свобода и творчество
Представитель психоаналитического направления Д.В. Винникотт выдвигает следующее предположение: В игре, а возможно, только лишь в игре, ребенок или взрослый обладает свободой творчества. Творчество связанно с игрой. Игра является механизмом, который позволяет человеку быть креативным. Через творческую деятельность человек стремится на ...

Общая характеристика психологии, как науки. Соотношение житейской и научной психологии
В системе наук психологии должно быть отведено совершенно особое место, и вот по каким причинам. Во-первых, это наука о самом сложном, что пока известно человечеству. Ведь психика – это «свойство высокоорганизованной материи». Если же иметь в виду психику человека, то к словам «высокоорганизованная материя» нужно прибавить слово «самая ...

Классификация конфликтов
В зависимости от источников и носителей конфликта выделяют: социальные, психологические, организационные (управленческие). По длительности протекания различают кратковременные конфликты, которые быстро распознаются и разрешаются, и долговременные, влекущие глубокие нравственно-психологические травмы людей. По направленности действий выд ...

Категории