Материалы » Анатомические основы воли

Анатомические основы воли
Страница 1

Человеку свойственна активность непроизвольная (неволевая) и произвольная (волевая). Непроизвольная, возникает без сознательного усилия, под действием внешних причин, без намерения. Произвольная активность возникает по заранее поставленной цели, по вашему намерению, связана с вашим "Я" и протекает с сознательным усилием.

Воля

- это активность человека, осуществляемая с заранее поставленной целью, с предварительным выбором средств, ведущих к достижению цели, и с применением сознательного усилия. К непроизвольным движениям относятся рефлекторные движения (кашель, чихание, мигание и т.д.) и действия связанные с переживаниями, они возникают бессознательно. В отличие непроизвольных действий волевые действия являются сознательными. Деятельность сознания выражается в постановке цели, в предварительном выборе средств и путей, ведущих к достижению цели и в применении усилий для ее достижения.

Волевые процессы начинаются со стремлений.

Стремления

возникают из потребностей человека и бывают направлены на объект, который может удовлетворить эту потребность, на объект, который нужно найти, или создать, изменить и т. д.

Степень осознанности стремлений зависит от силы потребности, от опыта и знаний человека, от развития его мышления и воображения.

По степени осознанности принято различать два вида стремлений - влечение и желание.

Влечение

- это стремление, в котором создается только недовольство настоящим состоянием, но не осознается цель стремлений (не осознаются пути и средства к достижению цели). Влечение - это такое состояние, когда человек сознает, что ему чего-то не хватает, что-то ему нужно, но что именно, этого он не осознает (представляет и не осмысливает). Человек переживает тягостное состояние в виде чувства скуки, тоски, "неопределенности" (у детей - капризы). Влечения проявляются чаще у людей не занятых делом, без жизненных интересов, со слабой активностью.

Желание

- это такое стремление, в котором осознается только цель стремления, но не осознается пути и средства, ведущие к ее достижению (безграничная мечта).

Когда пути и средства найдены, то желание проявляется как осознанное стремление.

Желание становится действенным, осознается возможность достижения цели, готовность действовать в определенном направлении и когда осознаются последствия предполагаемых действий (хотение

).

Вполне осознанное желание - это волевое стремление, которое может перейти в действие.

За желаниями следуют действия.

Простые волевые действия- хотел встать - встал; захотел взять карандаш - взял.

Большинство волевых действий носит сложный

характер т. к. между желанием и действием нужен выбор цели, выбор средств и путей достижения цели и принятия решения.

Все то, чем определяется преемственность или не преемственность целей и путей, ведущих к достижению этих целей, называются мотивами действий.

Мотив

- это ответ на вопрос, почему человек ставит перед собой эту цель, а не другую, почему он при достижении поставленной цели или предполагает действовать такими-то, а не другими средствами и путями.

Волевые действия совершаются по мотивам. Человек при выборе цели опирается на свое мировоззрение, на принципы морали, на эстетические вкусы, на личные и общественные интересы.

При обсуждении человек опирается на факты, принципы, правила, которыми он руководствуется в своих решениях. Это обсуждение и обоснование мотива называется мотивацией

.

Процесс выбора целей, выбора путей и средств приобретает характер внутренней борьбы (борьба мотивов

).

Принять решение - это значит остановиться на одной определенной цели, на одном способе или путях действия, ведущих к достижению целей.

Нерешительность и неустойчивость изживаются, когда принятие решения связанно с предварительным планированием действий.

Планирование

- это сложная умственная деятельность, которая состоит в отыскании наиболее рациональных способов и средств, ведущих к достижению поставленной цели.

Страницы: 1 2 3


Психосоциальная концепция развития личности Эриксона
Психосоциальная концепция развития личности, разработанная известным психологом Эриксоном, показывает тесную связь психики человека и характера общества, в котором он живет. Эриксон ввел понятие "групповая идентичность", которая формируется с первых дней жизни, ребенок ориентирован на включение в определенную социальную группу ...

Методы профессионально-психологического тренинга сотрудников органов внутренних дел и принципы его организации
Центральным звеном, стержнем, определяющим специфику психологической подготовки сотрудников, являются методы ее проведения. Здесь имеются в виду приемы, с помощью которых развивается и достигается необходимый уровень психологической подготовленности, позволяющий эффективно выполнять оперативно - служебные задачи. В последнее время все б ...

Развитие речи
В раннем детстве развитие речи идет по двум линиям: совершенствуется понимание речи взрослых и формируется собственная активная речь ребенка. Умение относить слова к обозначаемым предметам и действиям приходит к ребенку далеко не сразу. Сначала понимается ситуация, а не конкретный предмет или действие. Ребенок может по слову вполне чет ...

Категории