Анатомические основы волиСтраница 1
Человеку свойственна активность непроизвольная (неволевая) и произвольная (волевая). Непроизвольная, возникает без сознательного усилия, под действием внешних причин, без намерения. Произвольная активность возникает по заранее поставленной цели, по вашему намерению, связана с вашим "Я" и протекает с сознательным усилием.
Воля
- это активность человека, осуществляемая с заранее поставленной целью, с предварительным выбором средств, ведущих к достижению цели, и с применением сознательного усилия. К непроизвольным движениям относятся рефлекторные движения (кашель, чихание, мигание и т.д.) и действия связанные с переживаниями, они возникают бессознательно. В отличие непроизвольных действий волевые действия являются сознательными. Деятельность сознания выражается в постановке цели, в предварительном выборе средств и путей, ведущих к достижению цели и в применении усилий для ее достижения.
Волевые процессы начинаются со стремлений.
Стремления
возникают из потребностей человека и бывают направлены на объект, который может удовлетворить эту потребность, на объект, который нужно найти, или создать, изменить и т. д.
Степень осознанности стремлений зависит от силы потребности, от опыта и знаний человека, от развития его мышления и воображения.
По степени осознанности принято различать два вида стремлений - влечение и желание.
Влечение
- это стремление, в котором создается только недовольство настоящим состоянием, но не осознается цель стремлений (не осознаются пути и средства к достижению цели). Влечение - это такое состояние, когда человек сознает, что ему чего-то не хватает, что-то ему нужно, но что именно, этого он не осознает (представляет и не осмысливает). Человек переживает тягостное состояние в виде чувства скуки, тоски, "неопределенности" (у детей - капризы). Влечения проявляются чаще у людей не занятых делом, без жизненных интересов, со слабой активностью.
Желание
- это такое стремление, в котором осознается только цель стремления, но не осознается пути и средства, ведущие к ее достижению (безграничная мечта).
Когда пути и средства найдены, то желание проявляется как осознанное стремление.
Желание становится действенным, осознается возможность достижения цели, готовность действовать в определенном направлении и когда осознаются последствия предполагаемых действий (хотение
).
Вполне осознанное желание - это волевое стремление, которое может перейти в действие.
За желаниями следуют действия.
Простые волевые действия- хотел встать - встал; захотел взять карандаш - взял.
Большинство волевых действий носит сложный
характер т. к. между желанием и действием нужен выбор цели, выбор средств и путей достижения цели и принятия решения.
Все то, чем определяется преемственность или не преемственность целей и путей, ведущих к достижению этих целей, называются мотивами действий.
Мотив
- это ответ на вопрос, почему человек ставит перед собой эту цель, а не другую, почему он при достижении поставленной цели или предполагает действовать такими-то, а не другими средствами и путями.
Волевые действия совершаются по мотивам. Человек при выборе цели опирается на свое мировоззрение, на принципы морали, на эстетические вкусы, на личные и общественные интересы.
При обсуждении человек опирается на факты, принципы, правила, которыми он руководствуется в своих решениях. Это обсуждение и обоснование мотива называется мотивацией
.
Процесс выбора целей, выбора путей и средств приобретает характер внутренней борьбы (борьба мотивов
).
Принять решение - это значит остановиться на одной определенной цели, на одном способе или путях действия, ведущих к достижению целей.
Нерешительность и неустойчивость изживаются, когда принятие решения связанно с предварительным планированием действий.
Планирование
- это сложная умственная деятельность, которая состоит в отыскании наиболее рациональных способов и средств, ведущих к достижению поставленной цели.
Ощущения. Виды и закономерности ощущений
Ощущения - это отражение конкретных, отдельных свойств, качеств, сторон предметов и явлений материальной действительности, воздействующих на органы чувств в данный момент.
Физиологическая основа ощущений – сложная деятельность органов чувств. И.П.Павлов назвал эту деятельность анализаторной, а системы клеток, наиболее сложно организова ...
Аспекты половой дифференциации
Как же формируется гендерная идентичность
, то есть сознание своей принадлежности к мужскому или женскому полу у конкретного индивида? В зависимости от того, будем ли мы акцентировать внимание преимущественно на внутренних процессах развития и половой дифференцировки или же на том, как общество воспитывает, обучает ребенка, помогая ему ...
Характеристика межличностных отношений в группе детей старшего дошкольного
возраста
Методика исследования межличностных отношений в группе детей старшего дошкольного возраста Cоциометрический эксперимент: "У кого больше" (разработан Я.Л. Коломинским) Ход исследования Было предварительно приготовлено по три картинки на каждого ребенка группы. На обратной стороне каждой картинки поставили номер, присвоенный каж ...