Исследование взаимосвязей между особенностями
родительско-детских отношенийСтраница 1
Наличие сиблинга в семье является важным фактором, влияющим на психическое развитие ребенка. Исследования показывают, что дети, имеющие 50% общих генов и живущие в одной и той же семье, могут существенно различаться по индивидуальным характеристикам. Раньше акцент в исследованиях был сосредоточен на таких статических переменных, как различия в возрасте между сиблингами или порядок их рождения. Однако, в последнее время, исследователи, занимающиеся вопросами сиблинговых отношений, основное внимание уделяют семье. Изучается характер детско-родительских отношений, стилевые особенности воспитания и отношения между сиблингами.
Целями нашего исследования были: 1.сравнить внутрипарное сходство сиблингов в когнитивной сфере. 2. проанализировать корреляции между матерями и детьми по показателям интеллекта и когнитивным стилям 3) проанализировать влияние родительско-детских отношений на когнитивное развитие ребенка.
Выборка на данный момент включает в себя 70 полных семей, имеющих двух детей в возрасте от 8 до 22 лет. Разница между сиблингами не превышает 5-ти лет. Средний возраст старшего сиблинга – 17,7; младшего – 14,5; матери – 43,5; отца – 45,9.
Для определения уровня когнитивного развития использовался тест Д. Векслера (детский и взрослый варианты). Для диагностики когнитивных стилей использовались методика "Тест включенных фигур".
Родительско-детские отношения исследовались с помощью опросника "Взаимодействие родителя с ребенком".
В результате проведенного исследования было получено, что внутрипарные корреляции между сиблингами по невербальному (PIQ) и общему интеллекту (IQ) значимые (0,39 и 0,25). Корреляций по вербальному интеллекту(VIQ) обнаружено не было.
При анализе результатов теста включенных фигур была получено, что корреляция между результатами теста старшего и младшего сиблинга составляет 0,41.
Статистический подсчет выявил, что существуют значимые взаимосвязи между показателями интеллекта обоих сиблингов и их матерей. Корреляции старших сиблингов с матерями по показателям интеллекта (VIQ, PIQ, IQ) выше, чем корреляции младших сиблингов с матерями. (Корреляции старших сиблингов с матерями по VIQ 0.58, по PIQ 0.61, по IQ 0.68; корреляции младших сиблингов с матерями по VIQ 0.39, по IQ 0.36, по PIQ незначимая).
Была выявлена отрицательная корреляция между показателем VIQ старшего, а также показателями VIQ, PIQ и IQ младшего сиблинга и шкалой Контроль-Автономность материнской версии опросника (с VIQ старшего сиблинга - -0,26; с VIQ младшего сиблинга -0,53; с PIQ младшего сиблинга -0,34; с IQ младшего сиблинга -0,46). То есть более выраженное контролирующее материнское поведение соответствует более низкому интеллекту детей.
Существует положительная корреляция между шкалой Сотрудничество - Отсутствие Сотрудничества в отцовской версии опросника с показателем PIQ старшего сиблинга (0,25) и показателем IQ младшего сиблинга (0,26).
Показатели общего и вербального интеллекта младшего сиблинга еще связаны со шкалой Отвержение-Принятие ребенка как материнской, так и отцовской версии опросника. Показатель IQ младшего сиблинга коррелирует с этой шкалой в отцовской версии опросника (0,25), а показательVIQ младшего сиблинга– в материнской версии опросника (0,26).
Следует отметить, что корреляций показателей интеллекта старшего сиблинга со шкалами опросника родительско-детских отношений было выявлено намного меньше, чем корреляций показателей интеллекта младшего сиблинга со шкалами этого опросника.
Социальная готовность к школе
Социальная готовность представляет собой готовность к новой форме отношений, в ситуации школьного обучения.
Поход в школу это, прежде всего, обретение нового социального статуса школьника. Он вступает в новые общественные отношения, модели ребенок-учитель, которая впоследствии влияет на отношения ребенка с родителями и ребенка со сверс ...
Парапсихология - сущность и значение
Термин парапсихология имеет два значения. В первом своем значении слово "парапсихо- логия" используется для условного обозначения некоторой области необычных явлений, которые выпали из рассмотрения современных естественных наук. Факты эти, будучи психологическими по своей сути, тем не менее находятся вне или около традиционной ...
Технология оздоровления детей посредством искусства
В развитых странах мира в профилактике и лечении заболеваний у детей большое значение придается искусству и игровой деятельности.
Дети дошкольного и младшего школьного возраста не осознают свои психологические проблемы как что-то мешающее им жить. Вот если малыш заикается — тогда да, он может это понять, особенно когда его начинают дра ...