Общение как взаимодействие. (Интерактивная сторона общения)
Страница 1

В ходе общения его участникам можно не только обменяться информацией, но и организовать обмен действиями, спланировать общую деятельность, выработать формы и нормы совместных действий.

Общение в данном случае можно рассматривать как трансакцию.

Трансактный анализ

– направление, предполагающее регулирование действий участников взаимодействия через регулирование их пропорций, а также учет характера ситуаций и стиля взаимодействия

Теорию создал Э.Берн в 1955г. в США.

В основе этой теории лежит понятие о трансакции – это действие или акция, направленная на другого человека, это единица общения.

Главная цель теории

(теория РДВ)–

оказать психологическую помощь людям, имеющим проблемы в общении.

Эрик Берн провел структурный анализ поведения, мыслей, чувств, желаний и обобщил его. Он дал характеристику трех элементарных сфер, которые есть в каждом человеке.

1. Каждый человек был когда-то ребенком.

2. Каждый человека имел родителей или заменявших их воспитывающих взрослых.

3. Каждый человек со здоровым мозгом способен адекватно оценивать окружающую действительность.

В связи с этим Э.Берн выделил 3 состояния:

1. Я – «Дитя»;

2. Я - «Родитель»;

3. Я- «Взрослый».

В каждом человеке есть три «Я»: родитель, дитя, взрослый.

«Дитя»

- зависимое, подчиняемо и безответное существо.

«Родитель»-

независимый, неподчиняемый и берущий ответственность на себя.

«Взрослый»

- умеющий считаться с ситуацией, может понимать интересы других и распределять ответственность между собой и окружающими людьми

«Я-дитя» возникает и разрабатывается в детстве, в том же возрасте возрасте за счет подражания старшим и желания быть на их месте формируется «Я-родитель» , что касается «Я-взрослый», то оно складывается долго, порой десятилетиями за счет жизненного опыта субъекта и накопления у него того, что называется житейской мудростью.

Выступая в позиции Дитя человек выглядит подчиняемым и неуверенным в себе; в позиции «Родитель»- самоуверенно-агрессивным («сверху»), в позиции «Взрослый»- корректным и сдержанным («рядом»).

Для гармонического развития отношений желательно равномерное и пропорциональное проявление трех «Я» в зависимости от ситуации и жизненных задач, независимо от того, кто это – женщина, мужчина , ребенок, старик.

В каждом человеке «живут и сосуществуют» одновременно каждые из этих трех «Я», но их проявление и доминирование зависит от конкретной ситуации общения в данный определенный момент.

Примеры:

Ребенок: Нина Петровна, можно я возьму карандаш?

Воспитатель: Бери, Мишенька.

Страницы: 1 2


Жизненный путь жителя города
Современная жизнь с ее многочисленными изменениями и трудностями требует от человека осмысления, понимания того, что происходит, каким образом необходимо действовать, в тех или иных ситуациях, простраивать, организовывать свой жизненный путь, для успешного взаимодействия в системе отношения «Человек-Мир». Проблеме жизненного пути и жизн ...

Сравнительные исследования онтогенеза человека и высших животных
Сравнительные исследования онтогенеза человека и высших животных имеют давнюю историю. Особенности развития ребенка на довербальной стадии онтогенеза во многом сопоставимы с таковыми у высших млекопитающих. Обоснование биогенетических закономерностей развития и популярность этих взглядов в начале прошлого века не могли не сказаться на э ...

Характеристика выносливости
Наиболее важным двигательным качеством для здоровья является общая выносливость, физиологической основой которой является аэробная функция. Уровень выносливости является одним из основных критериев здоровья и коррелируется с другими показателями степени здоровья (трудоспособностью, устойчивостью к заболеваниям и стрессам) и с продолжите ...

Категории