Общение как взаимодействие. (Интерактивная сторона общения)Страница 1
В ходе общения его участникам можно не только обменяться информацией, но и организовать обмен действиями, спланировать общую деятельность, выработать формы и нормы совместных действий.
Общение в данном случае можно рассматривать как трансакцию.
Трансактный анализ
– направление, предполагающее регулирование действий участников взаимодействия через регулирование их пропорций, а также учет характера ситуаций и стиля взаимодействия
Теорию создал Э.Берн в 1955г. в США.
В основе этой теории лежит понятие о трансакции – это действие или акция, направленная на другого человека, это единица общения.
Главная цель теории
(теория РДВ)–
оказать психологическую помощь людям, имеющим проблемы в общении.
Эрик Берн провел структурный анализ поведения, мыслей, чувств, желаний и обобщил его. Он дал характеристику трех элементарных сфер, которые есть в каждом человеке.
1. Каждый человек был когда-то ребенком.
2. Каждый человека имел родителей или заменявших их воспитывающих взрослых.
3. Каждый человек со здоровым мозгом способен адекватно оценивать окружающую действительность.
В связи с этим Э.Берн выделил 3 состояния:
1. Я – «Дитя»;
2. Я - «Родитель»;
3. Я- «Взрослый».
В каждом человеке есть три «Я»: родитель, дитя, взрослый.
«Дитя»
- зависимое, подчиняемо и безответное существо.
«Родитель»-
независимый, неподчиняемый и берущий ответственность на себя.
«Взрослый»
- умеющий считаться с ситуацией, может понимать интересы других и распределять ответственность между собой и окружающими людьми
«Я-дитя» возникает и разрабатывается в детстве, в том же возрасте возрасте за счет подражания старшим и желания быть на их месте формируется «Я-родитель» , что касается «Я-взрослый», то оно складывается долго, порой десятилетиями за счет жизненного опыта субъекта и накопления у него того, что называется житейской мудростью.
Выступая в позиции Дитя человек выглядит подчиняемым и неуверенным в себе; в позиции «Родитель»- самоуверенно-агрессивным («сверху»), в позиции «Взрослый»- корректным и сдержанным («рядом»).
Для гармонического развития отношений желательно равномерное и пропорциональное проявление трех «Я» в зависимости от ситуации и жизненных задач, независимо от того, кто это – женщина, мужчина , ребенок, старик.
В каждом человеке «живут и сосуществуют» одновременно каждые из этих трех «Я», но их проявление и доминирование зависит от конкретной ситуации общения в данный определенный момент.
Примеры:
Ребенок: Нина Петровна, можно я возьму карандаш?
Воспитатель: Бери, Мишенька.
![]() | ![]() | ||
![]() | |||
Джон Локк (1632 – 1704) - известный английский философ и психолог
Локк родился в семье провинциального адвоката. Учился в университетах Лондона и Оксфорда, где изучал философию, естественные науки, медицину, познакомился с сочинениями Декарта. Сначала получил степень бакалавра, потом звание магистра. В течение нескольких лет занимался преподавательской деятельностью в Оксфорде (преподавал греческий яз ...
Причины и возможные последствия появления «новой генерации людей»
Истинная причина возникновения детей индиго пока неизвестна. Однако, уже есть некоторые мнения и гипотезы. Я считаю, что это следствие естественного процесса эволюции.
Трудностью в построении теории является то, что мало детей индиго вырастают и заводят семью. Если бы этот процесс можно было как-нибудь отслеживать, то стало бы возможны ...
Типичные негативные эмоциональные состояния
В последнее время особое значение приобретает проблема эмоционального неблагополучия детей, связанная с возникновением в эмоциональной сфере негативных переживаний.
Ребенок в дошкольном возрасте осуществляет потребность в положительной оценке окружающих его взрослых и сверстников, стремится к общению с ними, принятию и пониманию. Но, е ...



