Общение как взаимодействие. (Интерактивная сторона общения)Страница 1
В ходе общения его участникам можно не только обменяться информацией, но и организовать обмен действиями, спланировать общую деятельность, выработать формы и нормы совместных действий.
Общение в данном случае можно рассматривать как трансакцию.
Трансактный анализ
– направление, предполагающее регулирование действий участников взаимодействия через регулирование их пропорций, а также учет характера ситуаций и стиля взаимодействия
Теорию создал Э.Берн в 1955г. в США.
В основе этой теории лежит понятие о трансакции – это действие или акция, направленная на другого человека, это единица общения.
Главная цель теории
(теория РДВ)–
оказать психологическую помощь людям, имеющим проблемы в общении.
Эрик Берн провел структурный анализ поведения, мыслей, чувств, желаний и обобщил его. Он дал характеристику трех элементарных сфер, которые есть в каждом человеке.
1. Каждый человек был когда-то ребенком.
2. Каждый человека имел родителей или заменявших их воспитывающих взрослых.
3. Каждый человек со здоровым мозгом способен адекватно оценивать окружающую действительность.
В связи с этим Э.Берн выделил 3 состояния:
1. Я – «Дитя»;
2. Я - «Родитель»;
3. Я- «Взрослый».
В каждом человеке есть три «Я»: родитель, дитя, взрослый.
«Дитя»
- зависимое, подчиняемо и безответное существо.
«Родитель»-
независимый, неподчиняемый и берущий ответственность на себя.
«Взрослый»
- умеющий считаться с ситуацией, может понимать интересы других и распределять ответственность между собой и окружающими людьми
«Я-дитя» возникает и разрабатывается в детстве, в том же возрасте возрасте за счет подражания старшим и желания быть на их месте формируется «Я-родитель» , что касается «Я-взрослый», то оно складывается долго, порой десятилетиями за счет жизненного опыта субъекта и накопления у него того, что называется житейской мудростью.
Выступая в позиции Дитя человек выглядит подчиняемым и неуверенным в себе; в позиции «Родитель»- самоуверенно-агрессивным («сверху»), в позиции «Взрослый»- корректным и сдержанным («рядом»).
Для гармонического развития отношений желательно равномерное и пропорциональное проявление трех «Я» в зависимости от ситуации и жизненных задач, независимо от того, кто это – женщина, мужчина , ребенок, старик.
В каждом человеке «живут и сосуществуют» одновременно каждые из этих трех «Я», но их проявление и доминирование зависит от конкретной ситуации общения в данный определенный момент.
Примеры:
Ребенок: Нина Петровна, можно я возьму карандаш?
Воспитатель: Бери, Мишенька.
![]() | ![]() | ||
![]() |
Неустойчивый тип
Kraepelin (1915) назвал представителей этого типа безудержными, неустойчивыми (При сходстве названий "лабильный" и "неустойчивый" следует указать на то, что первое относится к эмоциональной сфере, а второе - к поведению). Schneider (1923) и Stutte (1960) более подчеркнули в своих названиях недостаток воли ("безв ...
Общее понятие рефлексии.
В научной литературе существует множество точек зрения на проблему рефлексии.
В современных энциклопедиях рефлексия определяется как "форма теоретической деятельности общественно-развитого человека, направленная на осмысление всех своих собственных действий и их законов; деятельность самопознания, раскрывающая специфику духовного ...
Задержка психического развития
В современном значении "задержка психического развития" понимаются синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых). То есть, это состояние замедленного темпа реализации закодированных в генотипе свойств организма вследствие временно и мягко д ...