Общение как взаимодействие. (Интерактивная сторона общения)
Страница 1

В ходе общения его участникам можно не только обменяться информацией, но и организовать обмен действиями, спланировать общую деятельность, выработать формы и нормы совместных действий.

Общение в данном случае можно рассматривать как трансакцию.

Трансактный анализ

– направление, предполагающее регулирование действий участников взаимодействия через регулирование их пропорций, а также учет характера ситуаций и стиля взаимодействия

Теорию создал Э.Берн в 1955г. в США.

В основе этой теории лежит понятие о трансакции – это действие или акция, направленная на другого человека, это единица общения.

Главная цель теории

(теория РДВ)–

оказать психологическую помощь людям, имеющим проблемы в общении.

Эрик Берн провел структурный анализ поведения, мыслей, чувств, желаний и обобщил его. Он дал характеристику трех элементарных сфер, которые есть в каждом человеке.

1. Каждый человек был когда-то ребенком.

2. Каждый человека имел родителей или заменявших их воспитывающих взрослых.

3. Каждый человек со здоровым мозгом способен адекватно оценивать окружающую действительность.

В связи с этим Э.Берн выделил 3 состояния:

1. Я – «Дитя»;

2. Я - «Родитель»;

3. Я- «Взрослый».

В каждом человеке есть три «Я»: родитель, дитя, взрослый.

«Дитя»

- зависимое, подчиняемо и безответное существо.

«Родитель»-

независимый, неподчиняемый и берущий ответственность на себя.

«Взрослый»

- умеющий считаться с ситуацией, может понимать интересы других и распределять ответственность между собой и окружающими людьми

«Я-дитя» возникает и разрабатывается в детстве, в том же возрасте возрасте за счет подражания старшим и желания быть на их месте формируется «Я-родитель» , что касается «Я-взрослый», то оно складывается долго, порой десятилетиями за счет жизненного опыта субъекта и накопления у него того, что называется житейской мудростью.

Выступая в позиции Дитя человек выглядит подчиняемым и неуверенным в себе; в позиции «Родитель»- самоуверенно-агрессивным («сверху»), в позиции «Взрослый»- корректным и сдержанным («рядом»).

Для гармонического развития отношений желательно равномерное и пропорциональное проявление трех «Я» в зависимости от ситуации и жизненных задач, независимо от того, кто это – женщина, мужчина , ребенок, старик.

В каждом человеке «живут и сосуществуют» одновременно каждые из этих трех «Я», но их проявление и доминирование зависит от конкретной ситуации общения в данный определенный момент.

Примеры:

Ребенок: Нина Петровна, можно я возьму карандаш?

Воспитатель: Бери, Мишенька.

Страницы: 1 2


Функции аналитика при анализе зеркального переноса
Как и при анализе неврозов переноса, основная активность аналитика относится главным образом к когнитивной сфере: он слушает, пытается понять и интерпретирует. Его свободно парящее внимание должно следовать за потоком аналитического материала, когда он посвящает себя задаче неторопливого, скрупулезного и, как правило, не стимулирующего ...

Политические ценности
Об отношении населения, в том числе подростков, к власти, к тем или иным политическим и общественным деятелям часто судят по политическим рейтингам, число которых в период предвыборных кампаний значительно увеличивается. Сегодня в их сознании происходят сложные процессы, идет мучительный поиск дороги к новому обществу. Резкая смена оцен ...

Психология деловой женщины. Характерные психологические особенности современной женщины
В проведённых социологических исследованиях, опрошенные женщины отметили, что работа позволяет им проявлять творчество, инициативу, вызывает уважительное отношение со стороны знакомых, друзей, родственников. Но эти престижные последние моменты имеют малое значение. Настораживает тот факт, что для женщин мотивы труда являются как бы внеш ...

Категории