Материалы » Психодиагностические методы исследования личности » Метод исследования личности (методика ТАТ)

Метод исследования личности (методика ТАТ)

Проективная методика исследования личности. Создана Х.Морган и Г.Мюрреем в 1935 г. Впоследствии методика становится более известной по имени Г.Мюррея, который внес весомый вклад в ее разра­ботку.

Стимульный материал ТАТ - стандартный набор из 31 таб­лицы: 30 черно-белых картин и одна пустая таблица, на ко­торой обследуемый может вообразить любую картину. Таблицы, применяемые в настоящее время, - это третья ре­дакция ТАТ (1943). В используемых изображениях пред­ставлены относительно неопределенные ситуации, допус­кающие их неоднозначную интерпретацию. В то же время каждый из рисунков обладает особой стимулирую­щей силой, провоцируя, например, агрессивные реакции или способствуя проявлению установок обследуемого в сфере семейных отношений. В ходе эксперимента предъявляются в определенной по­следовательности 20 картин, отбираемых из стандартного набора в зависимости от пола и возраста (есть картины для всех, для женщин, мужчин, мальчиков и девочек до 14 лет). Предлагается придумать небольшую историю о том, что привело к ситуации, изображенной на картине, что происходит в настоящее время, о чем думают, что чувствуют действующие лица, чем эта ситуация закон­чится. Рассказы обследуемого записываются дословно, с фиксацией пауз, интонации, выразительных движений, дру­гих особенностей. Отме­чается время с момента предъявления картины до начала рассказа и общее время, затраченное на рассказ по каж­дой картине. Завершает обследование опрос, основная за­дача которого - получение дополнительных данных об об­следуемом, а также уточнение источников тех или иных сюжетов, разбор всех обнаруженных в рассказах логиче­ских неувязок, оговорок, ошибок восприятия и т.д. Анализ рассказов, записанных при использовании ТАТ, строится следующим образом:

1) нахождение "героя", с которых обследуемый идентифи­цирует себя.

2) определение важнейших характеристик "героя" - его чувств, желаний, стремлений, или, по терминологии Г.Мюр- рея, "потребностей". Он выделял 20 различных потребностей, составив их список. Туда попали, например, потребности в достижении, унижении, отдыхе, игре и т.д.

3) сравнительная оценка сил, исходящих от "героя", и сил, исходящих из среды. Сочетание этих переменных образует "тему" или ди­намическую структуру взаимодействия личности и среды. По Г.Мюррею, содержание "тем" составляет: а) то, что об­следуемый реально совершает; б) то, к чему он стремится; в) то, что им не осознается, проявляясь в фантазиях; г) то, что он испытывает в настоящий момент; д) наконец, то, ка­ким ему представляется будущее. В итоге исследователь получает сведения об основных стремлениях, потребностях обследуемого, воздействиях, оказываемых на него, кон­фликтах, возникающих во взаимодействии с другими людьми, и способах их разрешения, другую информацию. Надежность ТАТ неоднократно изучалась различными ис­следователями. Он является высоконадежным.

Существует множество модификаций ТАТ (для обследования лиц разного культурного уровня, подростков-правонарушителей, людей пожилого и старче­ского возраста и др.). В отечественных исследованиях ТАТ впервые был исполь­зован в начале 60-х гг. в Ленинградском научно-исследова­тельском психоневрологическом институте им. В.М.Бехтере­ва для выявления значимых, прежде всего патогенных, от­ношений личности.


Основные стратегии ведения дискуссии
1. свободное ведение дискуссии.2. программированное ведение.3. компромиссная форма. ...

Управления конфликтами. Способы снижения уровня конфликтности в коллективе. Методы управления конфликтами. Поведение учасников в конфликте
Решение конфликта представляет собой устранение полностью или частично причин породивших конфликт, либо изменение целей участников конфликта. Управление конфликтами – это целенаправленное воздействие по устранению (минимизация) причин, породивших конфликт, или на коррекцию поведения участников конфликта. Существует достаточно много ...

Конфиденциальность.
2.2.1 Принцип конфиденциальности подразумевает, что супервизоры не имеют права раскрывать сведения о проходящих супервизию и их клиентах кому бы то ни было, если на это не получено согласие всех сторон. 2.2.2 Супервизоры должны помочь супервизантам представить их работу таким способом, который защитит анонимность клиентов (не называя и ...

Категории