Материалы » Психодиагностические методы исследования личности » Метод исследования личности (методика ТАТ)

Метод исследования личности (методика ТАТ)

Проективная методика исследования личности. Создана Х.Морган и Г.Мюрреем в 1935 г. Впоследствии методика становится более известной по имени Г.Мюррея, который внес весомый вклад в ее разра­ботку.

Стимульный материал ТАТ - стандартный набор из 31 таб­лицы: 30 черно-белых картин и одна пустая таблица, на ко­торой обследуемый может вообразить любую картину. Таблицы, применяемые в настоящее время, - это третья ре­дакция ТАТ (1943). В используемых изображениях пред­ставлены относительно неопределенные ситуации, допус­кающие их неоднозначную интерпретацию. В то же время каждый из рисунков обладает особой стимулирую­щей силой, провоцируя, например, агрессивные реакции или способствуя проявлению установок обследуемого в сфере семейных отношений. В ходе эксперимента предъявляются в определенной по­следовательности 20 картин, отбираемых из стандартного набора в зависимости от пола и возраста (есть картины для всех, для женщин, мужчин, мальчиков и девочек до 14 лет). Предлагается придумать небольшую историю о том, что привело к ситуации, изображенной на картине, что происходит в настоящее время, о чем думают, что чувствуют действующие лица, чем эта ситуация закон­чится. Рассказы обследуемого записываются дословно, с фиксацией пауз, интонации, выразительных движений, дру­гих особенностей. Отме­чается время с момента предъявления картины до начала рассказа и общее время, затраченное на рассказ по каж­дой картине. Завершает обследование опрос, основная за­дача которого - получение дополнительных данных об об­следуемом, а также уточнение источников тех или иных сюжетов, разбор всех обнаруженных в рассказах логиче­ских неувязок, оговорок, ошибок восприятия и т.д. Анализ рассказов, записанных при использовании ТАТ, строится следующим образом:

1) нахождение "героя", с которых обследуемый идентифи­цирует себя.

2) определение важнейших характеристик "героя" - его чувств, желаний, стремлений, или, по терминологии Г.Мюр- рея, "потребностей". Он выделял 20 различных потребностей, составив их список. Туда попали, например, потребности в достижении, унижении, отдыхе, игре и т.д.

3) сравнительная оценка сил, исходящих от "героя", и сил, исходящих из среды. Сочетание этих переменных образует "тему" или ди­намическую структуру взаимодействия личности и среды. По Г.Мюррею, содержание "тем" составляет: а) то, что об­следуемый реально совершает; б) то, к чему он стремится; в) то, что им не осознается, проявляясь в фантазиях; г) то, что он испытывает в настоящий момент; д) наконец, то, ка­ким ему представляется будущее. В итоге исследователь получает сведения об основных стремлениях, потребностях обследуемого, воздействиях, оказываемых на него, кон­фликтах, возникающих во взаимодействии с другими людьми, и способах их разрешения, другую информацию. Надежность ТАТ неоднократно изучалась различными ис­следователями. Он является высоконадежным.

Существует множество модификаций ТАТ (для обследования лиц разного культурного уровня, подростков-правонарушителей, людей пожилого и старче­ского возраста и др.). В отечественных исследованиях ТАТ впервые был исполь­зован в начале 60-х гг. в Ленинградском научно-исследова­тельском психоневрологическом институте им. В.М.Бехтере­ва для выявления значимых, прежде всего патогенных, от­ношений личности.


Развитие индивидуальных способностей ребёнка
Сесиль Лупан утверждает, что ребенку не нужна обязательная ежедневная программа занятий: каждый день занимаясь всем понемногу, жизнь крохи превращается в каторгу, а желание узнать больше и больше сходит на нет. Лупан считает, что наиболее подходящим базовым временным периодом для занятий является неделя. Для этого имеет смысл составить ...

Методы психологии
...

Адаптация китайских студентов к инокультурному окружению в процессе обучения в российских ВУЗах
Проблема изучения процесса культурной адаптации давно интересует исследователей в области социологии, социальной психологии, этнопсихологии. В современном мире она становится всё более актуальной. Наш мир постоянно развивается. Нельзя отрицать, что всё больше расширяются коммуникационные возможности человека: растут технические возможно ...

Категории