Материалы » Самосознание и мотивация общения » Мотивационные свойства личности и общение

Мотивационные свойства личности и общение
Страница 2

Через процесс общения человек удовлетворяет потребность во впечатлениях, в признании и поддержке, познавательную потребность и многие другие духовные потребности. Не случайно поэтому выделение в зарубежной психологии такого собирательного понятия, как «мотив аффилиации». Это потребности: контактировать с людьми, быть членом группы, взаимодействовать с окружающими, оказывать и принимать помощь.

Мотив общения понимается М.И. Лисиной по А.Н. Леонтьеву – как объект общения, т.е. мотивом у нее выступает другой человек, партнер по общению. Правда, почти тут же она пишет, что мотив – это опредмеченная потребность и что мотивы вырастают из потребностей, ведущими из которых являются: потребность во впечатлениях, в активной деятельности, в признании и поддержке. Потребность в общении выражена у разных людей неодинаково, в связи с чем говорят об экстра- и интровертах. Однако, по данным Л.С. Сапожниковой (1973), однозначная связь между стремлением к общению и экстра- и интровертностью не выявляется.

По ее же данным, стремление к общению подростков связано с уровнем притязаний. У лице адекватным уровнем притязаний стремление к общению выражено умеренно, у лиц с неадекватным уровнем, либо повышенное, либо пониженное. У девочек, независимо от уровня притязания, стремление к общению более выражено, чем у мальчиков.

Рассматривая потребность человека в эмоционально-доверительном общении (аффилиации), И.В. Кузнецова (1999) выделяет две тенденции – надежду на аффилиацию (ожидание отношений симпатии, взаимопонимания при общении) и боязнь отвержения (страх того, что общение будет формальным). Сочетание этих тенденций дает четыре типа мотивации общения:

1) высокая надежда на аффилиацию, низкая чувствительность к отвержению; в этом случае человек общителен вплоть до назойливости;

2) низкая потребность в аффилиации, высокая чувствительность к отвержению; в этом случае потребность в поддержке, понимании остается неудовлетворенной и человек уходит в мир своих переживаний;

3) низкие надежда на аффилиацию и чувствительность к отвержению; в этом случае человек предпочитает одиночество;

4) высокие надежда на аффилиацию и чувствительность к отвержению; у человека возникает сильный внутренний конфликт: он стремится к общению и в то же время избегает его.

И.В. Кузнецова показала, что слабая потребность в аффилиации в сочетании с сильным мотивом достижения ведет к предпочтению деловых качеств партнера, в то время как сильная потребность в аффилиации, сочетающаяся с низким мотивом достижения, ведет к предпочтению дружеских отношений. Наибольших результатов в групповой работе достигают лица с сильной потребностью в аффилиации и с высоким мотивом достижения.

Как показано О.А. Тырновой (1996) ведущими мотивами общения являются: у девушек – желание поделиться различными мыслями и переживаниями, а также любопытство; у юношей – общность интересов и дел.

Цели общения могут быть функциональными и объектными. Функциональными целями общения могут быть:

– оказание помощи другому человеку;

– получение помощи;

– поиск партнера для беседы, совместной игры, деятельности и т.п. (т.е. партнера взаимодействия);

– поиск человека, от которого можно получить понимание, сочувствие, эмоциональный отклик, похвалу;

– самовыражение (общение с теми, кто дает возможность проявить силу, ум, способности, умения);

– приобщение другого (других) к своим или общечеловеческим ценностям (воспитание, обучение);

– изменение мнения, намерения, поведения другого человека.

В связи с этими целями центральным моментом в мотивации общения становится выбор постоянного или ситуативного партнера общения (цели-объекта), а для исследователя-психолога – изучение причин и факторов, обусловливающих такой выбор или отказ от него.

Наиболее распространенной причиной выбора постоянного партнера общения, в частности детьми, по данным многих авторов является привлекательность другого человека как личности по нравственным, деловым или физическим качествам, проявление к этому человеку симпатии, любви, т.е. эмоциональное отношение. Так, у дошкольников привязанность к ровесникам обеспечивают такие качества последних, как чуткость, отзывчивость, проявление заботы и внимания, справедливость, приветливость, учет интересов другого, дружелюбие. Как показала Н.Г. Полехина (1971), потребность учащихся в общении с учителями во внеурочное время возникает при наличии у последних следующих качеств: человечности, хорошего характера, чувства юмора, тактичности. Учитель должен обладать эрудицией, умением найти контакт, быть хорошим собеседником, понимать учащихся.

Страницы: 1 2 3


Управления конфликтами. Способы снижения уровня конфликтности в коллективе. Методы управления конфликтами. Поведение учасников в конфликте
Решение конфликта представляет собой устранение полностью или частично причин породивших конфликт, либо изменение целей участников конфликта. Управление конфликтами – это целенаправленное воздействие по устранению (минимизация) причин, породивших конфликт, или на коррекцию поведения участников конфликта. Существует достаточно много ...

Влияние тревожности на самооценку ребенка и статусное положение ребенка в группе
Тревожность как свойство личности во многом обуславливает поведение субъекта. Существует определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности – это так называемая полезная тревожность, назначение котор ...

Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения)
Перцептивная сторона общения включает процесс межличностного восприятия одним человеком другого. Представление о другом человеке зависит от уровня развития собственного самосознания, представления о собственном «Я». Мы проанализировали теоретические аспекты проблемы общения, а теперь выявим специфику общения дошкольников и определим ха ...

Категории