Материалы » Психологическая характеристика физических качеств » Психофизиологическая характеристика силы

Психофизиологическая характеристика силы
Страница 1

Одно из свойств движений — сила – сопротивление мышцы внешним воздействиям.

Еще в древности люди поняли, что главный недостаток мышечной системы человека — ее медленное действие. Первым, кто задумался над использованием мускульной энергии человека, были механики, создающие метательные машины. Они многие вопросы прикладной механики решили раньше, чем были открыты законы механических явлений.

В результате был открыт симбиоз: мышца — упругий элемент. Он хорошо компенсировал недостаточную скорость разрядки энергии мышцами; упругий элемент может накоплять в изгибе, сжатии, растягивании, скручивании энергию мышечного сокращения медленно, а разряжать ее мгновенно, взрывом, который в десятки раз превосходит быстродействие мышцы. Упругий элемент не увеличивает энергию Движения, а только позволяет эффективно ее использовать. Например, баллисты Архимеда метали камни массой 30 кг на расстояние более 409 м, а катапульты, использующие мускульную энергию многих людей, камни массой до 500 кг метали на расстояние 30 м.

Подражание природе долгое время было принципом творчества. Поэтому в метательных машинах заложены образы действий человеческого тела. Живое движение и движение механического устройства имеют определенные сходство и различия. В катапульте главная деталь — упругий элемент, выполненный в виде балки с подвешенной пращой, в которую вкладывался камень. В броске мяча роль балки выполняет все тело от пят до кистей рук, являющихся самой совершенной пращей. Зарядка катапульты осуществлялась подтягиванием балки закрепленной одним концом у основания с помощью ворота, тянущего ее через пучок сухожилий. И когда балку отпускали, она, разряжая медленно накопленную мускульную энергию, под действием сил упругости почти мгновенно возвращалась к передней части катапульты, а камень улетал. В броске мяча все тело футболиста-вратаря, как и балка, заряжаются энергией замаха рук с мячом. Это в простейшем варианте — броске с места. В более сложном и, следовательно, эффективном броске тело заряжается кинетической энергией разбега, которая увеличивается с каждым шагом и взрывообразно материализуется в скорости полета мяча.

Однако катапульта имеет только одну степень свободы, то есть может перемещаться в одной плоскости — вперед и назад по одной раз и навсегда заданной траектории. Человеческое тело имеет множество степеней свободы взаимного перемещения своих звеньев в пространстве. Большое число степеней свободы позволяет спортсмену выполнять точные движения по самым замысловатым траекториям, воспроизводить сколь угодно сложные формы предметов и запоминать их. Эта избыточность движений становится непреодолимой помехой, когда нужно из бесконечного числа возможных форм движений выбрать и осмыслить только одну рациональную форму, например, конструкцию эффективного броска.

Психологи различают большое количество физических свойств движений. В начале обучения эти физические свойства, отражаясь в сознании ученика, составляют сенсорный образ, затем, по мере развития регуляции движений — и смысловой образ, а на вершине совершенства возможно формирование образа-символа, который своим содержанием охватывает, как формулой, все мыслимое содержание движений, возможное сейчас и в будущем. Образ является не только продуктом действия — ощущением и восприятием, но — и это самое главное — регулятором движений.

Говоря о силе и выполняемой ею работе, следует учитывать, как хорошо эта сила используется и сколько при этом непроизводительных потерь на "закрепощение" движений и рассеивание энергии.

Органы движения оснащены мышцами, и их работа позволяет производить ускорение движений за счет энергии активного мышечного сокращения. Есть еще одна сила, которую можно назвать силой трения, но не в физическом смысле этого понятия, а в функциональном. Когда на пути движения создаются дополнительные физические силы, они его осаживают, стопорят. Эти силы возникают в результате перерегуляции движений — от несвоевременного ускорения, придаваемого движению, от регуляции, идущей вопреки естественному течению движений.

Страницы: 1 2 3


Уровень целевой установки.
Под целевой установкой понимается готовность субъекта совершить прежде всего то, что сооразно стоящей перед ним цели, которая возникает после принития определенной задачи. Первое экспериментальное исследование влияния установки, вызванной инструкцией, на восприятие было проведено ведущим представителем Вюрцбургской школы О.Кюльпе. В ...

Эго-психология о девиантном поведении.
В исследованиях Анны Фрейд одним из главных предметов изучения является та инстанция психики, которая отвечает за переработку конфликтов (Эго) [18, 19]. В отличие от классического психоанализа, изучающего, прежде всего, скрытые от сознания психические явления, А. Фрейд одна из первых в детской психоаналитической традиции распространяет ...

Разработка адаптированной версии психодиагностической системы для оценки индивидуального уровня стрессрезистентности
Теоретический анализ литературы по данной тематике свидетельствует о том, что предметом достаточно многочисленных исследований служили лишь отдельные детерминанты, проявления и последствия индивидуальной устойчивости к стрессу. Комплексных исследований стресс-резистентности как целостного свойства, основанного на взаимодействии многих у ...

Категории