Материалы » Психологическая характеристика физических качеств » Психофизиологическая характеристика силы

Психофизиологическая характеристика силы
Страница 2

В броске мяча и в его чувственном отражении можно выделить по крайней мере шесть "катапульт", каждая из которых имеет свое назначение и выполняет строго определенную функцию в осуществлении оптимального броска.

Первую "катапульту" образует группа мышц, охватывающих голеностопный сустав. С нее начинается создание баллистической волны импульса силы, которая перемещается, усиливается за счет активности последующих "катапульт" до того момента, когда мяч, покинув руку, устремится к цели. Вторую "катапульту" образуют мышцы коленного сустава, подбрасывающие массу тела вверх-вперед в ходе броска; третью — мощнейшие мышцы тазобедренного сустава; четвертую — мышцы плечевого сустава; пятую — мышцы локтевого сустава, которые вносят последний вклад энергии в волну ускорения мяча и создают предпосылки для закрутки мяча в нужном направлении. Шестая "катапульта" — кисти рук — осуществляет точнейшую наводку мяча под будущую траекторию в соответствии с намерением.

В "катапульте" есть ограничитель, о который ударяется балка перед вылетом камня. Без этого из катапульты попасть в цель: тормозящее устройство задает угол вылета мяча и концентрирует в одну точку энергию разгибающейся балки. В человеческом теле такого устройства нет. Здесь работает только сила мышц. Все зависит от умения чел века использовать эту силу для торможения горизонтального перемещения своего тела, умения фиксировать звеньев тела и делать их неподвижными уже в ходе самого процесса броска. Торможение звеньев тела осуществляется ступенчато — от голени до кистей рук.

В формировании умений создания баллистической волны импульса силы и торможения тела состоит сложность регуляции движений эффективного броска. Чтобы сформировать умения, нужно наперед знать ходы мысли при выполнении движений, места приложения сил. А мысль футболиста работает в двух противоположных направлениях.

Во-первых, она организует максимально быстрое и строго последовательное (ступенчатое) ускорение звеньев тела (от пят до кистей с мячом) за счет разрядки энергии предварительно напряженных мышц каждой из шести "катапульт". Ступенчатое и в то же время плавное ускорение звеньев тела возможно, если каждая из "катапульт" срабатывает в строгом порядке (не опаздывает и не опережает строй), в едином потоке до вершины гребня волны силы, уносящей мяч в полет. Нарушение гармонии ускорения приводит к набеганию волн силы друг на друга, они сталкиваются как противозначные и взаимно уничтожаются, что и приводит к травмам в тех местах тела, где они встречаются.

Если же гармония ускорения движений в броске нарушается, то баллистическая волна импульса силы начинает "разбрызгиваться", мышцы работают на разрыв, движения — на слом. Причина: сам спортсмен создает дополнительный импульс силы, который вместо ламинарного, спокойного и стройного потока импульса силы дает турбулентный, бурлящий, сметающий на своем пути все процессы регуляции движений и вихрем проносящийся по телу, ломая и скручивая его в самых непредвиденных направлениях.

Во-вторых — организуется ход мысли, направленной на активное торможение отработавших "катапульт". Мышечные усилия, направленные на торможение звеньев тела, должны включаться в те моменты движения, когда волна импульса силы завершает перекат на каждую очередную "катапульту". После завершения торможения скорость перемещения "катапульты" в свободных движениях близка к нулю. Иначе говоря, торможение отработавших "катапульт" осуществляется ступенчато и волнообразно. Заканчивается волна торможения в момент вылета мяча из последней "катапульты" — кистей рук. Они в этот миг должны иметь, как говорится, нулевую скорость, а все тело, вытянутое вверх, застывает в неподвижной позе.

Страницы: 1 2 3


Характеристика возрастной периодизации
Период младенчества (от 0 до 2-х лет) это — «непосредственно-эмоциональное общение со взрослыми . на фоне и внутри которого формируются ориентированные и сенсорно-манипулятивные действия» Интерес и внимание младенцев друг к другу выступает в форме, слитой с практическим действием, - ощупыванием, прикосновением, сдавливанием. К концу пе ...

Исследование специфики сенсорного действия при решении задачи различения
Проблематика изучения сенсорной чувствительности претерпела существенную эволюцию за более чем вековую историю своего существования. Тем не менее, при несомненной значимости таких исследований, в психофизике до сих пор преобладает традиция сугубо количественного анализа результатов сенсорных измерений в зависимости от факторов, заданных ...

Биографические характеристики
Первая группа включает: возраст; пол; социальный статус; образование. Возраст. С ним связано немало конкретных вопросов: например, каков возрастной оптимум для менеджеров, в каком возрасте руководителю следует оставить свое кресло и т. д. С одной стороны, существует немало аргументов в пользу того, что возраст (а значит, и опыт) позит ...

Категории