Материалы » Психологическая характеристика физических качеств » Психофизиологическая характеристика ловкости

Психофизиологическая характеристика ловкости
Страница 2

Ловкость имеет непосредственное отношение к движениям, результат которых — выразительность и красота — характерны, например, для художественной и спортивной гимнастики, фигурного катания на коньках, фигурного плавания, но это не значит, что в других видах спорта названные качества не нужны.

Упражняться надо не только в точности действия, его силе, выносливости и т. п., но и в выражении внутреннего содержания спортсмена: мыслей, чувств, желаний, устремлений. Выразительное действие несет в себе гамму чувств, спектр переживаний. Эмоции и чувства, включаясь в действие, формируют его, образуя подлинное единство физического и интеллектуального. Движениями спортсмен высвечивает свой внутренний мир, заражает зрителя своими мыслями и настроением. Движения становятся средством общения.

В мимике и пантомиме непосредственно проявляются эмоции, а выразительный жест, движение символизируют смысловое содержание, передаваемое зрителю. Жесты в известной степени заменяют речь, высказывают то, что невозможно передать словами.

Ловкость движений рассматривают то, как комплексное качество человека, то как способность быстро, целесообразно, эконом но и находчиво решать двигательные задачи, то как способность к обучению новым навыкам. Наряду с этим ловкость отождествляют с координированностью движении.

Ловкость движений и их пластичность — внешние проявления психомоторики спортсмена. А она, как известно, объединяет в себе мотив действия (хотения, желания, цель), связанный с образным мышлением и проектированием движений, с движениями и действиями, материализующими мотивы. Движения появляются вслед за хотением, мотивом, без них движения бессмысленны.

Координация движений имеет важное прикладное значение в профессиональной деятельности и необходима при занятиях всеми физическими упражнениями. Она способствует профилактике травматизма, особенно при сложных упражнениях— конный спорт, лыжи, велосипед, горный туризм.

Координация движений развивается всеми тренировочными средствами и наиболее эффективно спортивными играми — волейболом, гандболом, теннисом, бадминтоном. Координационные способности лучше тренируются в детском и подростковом возрасте. Легче тренируются чувство равновесия и скорость реакций, сложнее — кинестетическое чувство, пространственная ориентация и ритмика.

Таким образом, учиться понимать движения — значит, познавать себя. Чтобы наладить взаимопонимание с движениями, спортсмену надо часто мысленно "прокручивать" их в уме (включать в работу 15 миллиардов клеток мозга).

С каждой из названных структур движений должна быть установлена двусторонняя информационная связь — информация идет туда и обратно: одна — регулирует, а вторая — несет сознанию сведения о том, что произошло в результате регуляции. Это и есть "функциональный мозговой орган", который обеспечивает одновременно и регуляцию, и контроль, и коррекцию движений соответственно намерению.

Способность различать гармоничные и негармоничные структуры движений не приходит сама по себе, этому нужно учиться. А где есть гармония, там рождается красота. Оценив движения с точки зрения красоты, вы их одновременно проверяете на гармоничность, а проверив, будете иметь представление о том, как и в каком направлении идти, чтобы подняться на более высокий уровень совершенства.

Страницы: 1 2 


Некоторые проблемы социализации девочек и мальчиков в образовательных учреждениях на основе гендерного подхода
Система образования в России представляет ту область жизни, где женское движение одержало полную победу, вытеснив из школы мужчин. Практически в любом ОУ основного или среднего общего образования мужчины составляют 8–10%. Возраст мужчин в системе образования позволяет говорить скорее о зрелом и пожилом их составе. Молодые люди после вуз ...

Теория социального научения
Теории личности в перспективе социального научения - это прежде всего теории научения. В начале своего становления теория социального научения придавала крайне важное значение идеям подкрепления, однако современная теория приобрела явно выраженный когнитивный (cognitive - познавательный) характер. Важность подкрепления была учтена в пон ...

Исторические этапы развития психологии как науки. Основные направления психологии
С древнейших времён потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. В философских учениях древности уже затрагивались некоторые психологические аспекты. Первые представления о психике были связаны с анимизмом – древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существуе ...

Категории