Введение
Страница 1

Известно, что высокая степень расхождения между такими компонентами или структурами Я-концепции, как реальное и идеальное Я, приводит к депрессии, обусловленной недостижимостью идеала.

Очень велика связь Я-концепции с психическим здоровьем, взаимодействием личности с окружающими и социальной адаптацией, с успехами в учебе.

Наибольший интерес вызывает изучение особенностей самосознания у подростков, так как подростковый возраст, как отмечал Выготский Л.С., характеризуется отмиранием старого, когда ребенок многое теряет из приобретенного прежде и рождением нового [13; 116].

В этом возрасте изменяется взгляд на себя, на субъективную, динамическую позицию изнутри. Подросток перестраивает все отношения с окружающим миром и самоопределяется в жизни. В подростковом возрасте дети встают напоследнюю ступень формирования, помогают им в этом родители, сверстники и окружающая действительность.

Вышеуказанные факты свидетельствуют об актуальности темы, выбранной нами для исследования в данной курсовой работе.

Делая обзор литературы по теме исследования, необходимо остановиться на следующих авторах и их работах:

Кандидат психологических наук И.А. Горьковая в своей работе «Нравственные и правовые аспекты самосознания у школьников» обращает внимание на резкий рост нарушений преступлений в среде подростков. Автор приходит к выводу о целесообразности исследования степени сформированности правосознания у старшеклассников. В исследовании приняли участие благополучные дети (126 школьников и 45 школьниц в возрасте 15-17 лет). В ходе исследования был использован «Патохарактерологический диагностический опросник». В результате был получен следующий результат: у 44% мальчиков и 31% девочек выявлена выраженная психологическая склонность к делинквентности [3; 19].

В работе сделан вывод о необходимости переноса центра тяжести в отношении с детьми и подростками с мер разрозненных социальных службна меры более общего характера.

Исследователь Егорычева И.Д. («Подросток и взрослый в пространстве современной России: взаимодействие по касательной (некоторые итоги и перспективы развития)”) рассматривает вопрос о насущности и актуальности некоторых подростковых проблем. По мнению автора одной из главных в психолого-педагогической науке и практике является задача разработки и организации технологий конструктивного взаимодействия. В работе проанализированы особенности взаимодействия, а также предлагаются сравнительная характеристика ведущих возрастных потребностей и степени их реализации в жизни подростка. Автор ыделяет ряд позиций в организации конструктивного взаимодействия [5; 200].

Работа Тумановой Е.В. («Образ отца и образ себя у подростков (возрастные и гендерные аспекты)») посвящена взаимосвязи образа отца и образа Я у подростков, ее динамике на протяжении подросткового возраста, а также гендерным аспектам формирования образа отца и представлений о себе у подростков.

В исследовании приняли участие дети 11, 13 и 15 лет. Исследование проводилось при помощи методик «20 утверждений» М.Куна («Какой я»), «Незаконченные предложения», Методика исследования самоотношения С.Р. Пантелеева (МИС). Кроме этого использовались методики «Рисунок семьи», опросник «Взаимодействие родитель-ребенок».

В результате исследования автор приходит к выводу, что отношения с отцом наиболее эмоционально близкие, теплые у девочек среднего возраста. В этом возрасте велика критичность девочек по отношении к отцу, понижается степень идентификации [17; 20].

У мальчиков, чем более эмоционально близкие, теплые отношения с отцом, тем более выражена взаимосвязь между образом отца и образом себя (то есть идентификация и желание быть похожим на отца).

Объектом нашего исследования являются подростки (12-13 лет).

Предметом выступают структурные компоненты самосознания в подростковом возрасте (то есть соотношение образов «Я» и взрослого).

Исходя из вышесказанного можно определить цель нашей работы: выявить соотношение элементов самосознания, на их основе представить целостную характеристику образа «Я» подростка.

Страницы: 1 2


Формы чувственного познания
К формам чувственного познания относят три основных типа наглядных образов: 1) ощущения, 2) восприятия, 3) представления. Ощущение — отражение отдельного свойства объекта, возникающее при его воздействии на органы чувств. Прикоснувшись рукой к предмету, мы можем сказать, что ощутили, например, что-то твердое и гладкое. Это — осязатель ...

Классификация женщин-руководителей
"Мужчина в юбке". У женщин этого типа эмоциональная сфера развита слабо, и они пытаются компенсировать "недостачу" жесткостью, подчеркнутой авторитарностью в отношениях с подчиненными. Комплекс эмоциональной неполноценности заставляет их брать за образец не слишком щепетильных в выборе средств, самоуверенных, прагма ...

Конформный тип
П.Б. Ганнушкин (1933) метко обрисовал некоторые черты этого типа - постоянную готовность подчиниться голосу большинства, шаблонность, банальность, склонность к ходячей морали, благонравию, консерватизму, однако он неудачно связал данный тип с низким интеллектом. В действительности дело вовсе не в интеллектуальном уровне. Подобные субъек ...

Категории