Обработка и анализ результатов проведенного исследованияСтраница 2
В результате проведенного исследования, а также анализа полученных в ходе него результатов можно сделать следующие выводы:
- На первом месте для подростков (исходя из всех трех блоков) находится такая ценность, как здоровье. Видимо, собственное здоровье рассматривается подростками как условие личной успешности. Из представленного семантического пространства видно, что ценность здоровья для подростков в том, что его наличие дает уверенность в себе, способствует самореализации. Так как сфера отношений с родителями и близкими людьми для подростка является значимой, то естественно и желание, чтобы они были здоровы. Именно по этой причине, возможно, подростки определяют ценность «здоровье» на первое место для всех предложенных к рассмотрению субличностей.
- По многим пунктам образы «Я-идеальное», «Я-взрослый» совпадают. Так, например, такие ценности как уверенность в себе, развитие, здоровье стоят для подростка на одних и тех же местах, если он говорит о себе как идеальном и о взрослом человеке. Совпадение блоков «Я-идеальное», «Я-взрослый» объясняется тем, что они складываются под влиянием родителей. Ребенок как бы запрограммирован быть похожим на своих родителей.
- Наибольшие расхождения в позициях по блокам определены для ценности «любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)». Если для себя в настоящем подростки определяют место данной ценности на 3 позиции, то для взрослого человека эта позиция смещается на 14, а для идеального человека, по мнению испытуемых, данная ценность определяется только на 16 место. Таким образом, для подростков любовь имеет ценность, однако, признается ими значимой только в данное настоящее время. Испытуемые признают возможность, что данная ценность потеряет в будущем свое решающее и доминирующее для них значение.
- Также менее ценной, по предположению подростков, в будущем (для взрослого человека), а также для идеальной личности оказывается такая ценность как «наличие верных друзей».
- Подростки указывают, что такая ценность как «активная деятельная жизнь» находится на 9 месте для идеального человека, в то же время сами они ставят данную ценность только на 12 место. Такое же место определено для указанной категории для субличности «взрослый человек». Здесь мы видим, что подросток не отделяет себя от взрослого в отношении показателя активности и деятельности в жизни. Они же указывают, что стремление к идеальной личности заключается во владении данной ценностью в полной мере.
- Имеются также расхождения в отношении к такой ценности как «приятное времяпрепровождение». Так, если подростки для себя в настоящем времени ставят данную ценность на 15 место, то для взрослого человека, по мнению испытуемых она должна находиться на 17, а для идеального человека еще она является еще менее ценной и находится только на 18 месте.
- Наблюдаются расхождения в отношении ценности счастливой семейной жизни. Так, для себя подростки выставляют данную ценность на 9 позицию, в то время как для взрослого человека и идеального человека она, по мнению подростков, будет более значимой: ей отводятся 2 и 3 места соответственно. Данный факт вполне логичен и объясним. Действительно, сензитивным возрастом для создания семьи как раз является молодость (или «взрослость» в понимании подростка). Важно, что ценность семейного счастья является одной из главных и для «идеального» для подростка человека. Таким образом, данный факт позволяет нам говорить о том, что подростки осознают важность семьи, семейного благополучия в жизни человека, адекватно и положительно относятся к институту семьи.
- Достаточно значительное расхождение имеется в отношении ценности «жизненная мудрость». Так, подростки выставляют данную ценность для себя только на 11 позицию. В то же время испытуемые предполагают большую значимость данной ценности для взрослых (8 позиция) и для идеального человека (5 место). Объяснение такого расхождение вполне объяснимо, исходя из определения, данного к указанной ценности: «зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом». Здесь, очевидно, важную роль играет именно указание на то, что суждения и позиции опираются на жизненный опыт человека.
Система элементов и признаков внешнего облика человека
Внешний облик человека можно представить в виде системы элементов, т.е. деталей, частей, выделяемых при его визуальном изучении. Внешнее строение головы, туловища, конечностей; функциональные проявления человека (осанка, походка, мимика и т.д.); общефизические данные (пол, возраст, антропологический тип и т.п.); детали предметов одежды ...
Понятие «восприятия»
Ощущение – исходный источник информации. Благодаря ощущениям мы познаем отдельные качества и свойства предметов и явлений. Однако в реальном психическом процессе очень трудно выделить ощущения сами по себе, так сказать, в чистом виде. Они всегда переживаются как свойства того или иного целостного предмета или явления: сладкий сахар, душ ...
Обработка и анализ результатов проведенного исследования
Результаты, полученные нами в результате проведения исследования могут быть представлены в виде сводной таблицы.
Таблица 1. Ценностные ориентации подростков
Название терминальной ценности
№ указанной ценности для блока «Я в настоящем»,
№ указанной ценности для блока «Я - взрослый»
№ указанной ценности для блока «Я - идеаль ...