Причины выдвижения лидера и
источники его властиСтраница 1
Выдвижение лидера в молодежной группе происходит стихийно, по мере ее развития и функционирования. При этом действуют два фактора - объективный и субъективный.
Объективный фактор - в лидеры молодежной группы выдвигается тот ее член, который наиболее “полезен” ее деятельности, наилучшим образом
проявляет себя в повседневной жизни неформального коллектива.
Субъективный фактор – лицо, выдвигаемое в лидеры, обладает такими личностными качествами, которые необходимы для осуществления функций лидера в группе. Это обычно люди наиболее активные, энергичные, волевые, решительные, обладающие неплохим интеллектом, умеющие подчинить себе других.
Однако не только особые личные качества лица обуславливают его выдвижение в лидеры, так как они имеют значение постольку, поскольку необходимы для решения общих, стоящих перед группой задач и целей.
Выдвижение лидера постепенно по мере развития и функционирования
молодежной неформальной группы. В молодежных группах низкого психологического развития (случайных и компаниях) - процесс выдвижения лидера только начинается и не успевает завершиться. Лидер может появиться только в определенных ситуациях, но на этом этапе члены группы еще не осознают его как лидера, да и в иных ситуациях его функции может выполнить и еще кто-либо, а не будущий лидер.
В молодежных группах высокого психологического развития феномен лидерства представлен в его классическом виде. В этих группах лидер проходит путь от лица, обладающего склонностью к лидерству и проявляющего эти склонности от случая к случаю, к подлинному руководителю, организатору молодежной группы, без участия которого не решается ни один важный вопрос.
Лидер в группе выполняет важные социально-психологические функции, без которых невозможно нормальное функционирование группы. Именно во многом благодаря ему, группа становится сплоченной, ее состав стабилизируется, отношения формализуются. В итоге создается сообщество высокого психологического развития - неформальная молодежная группа.
Лидеры молодежных групп обладают психологической властью над
подчиненными, однако, необходимо отметить, что настоящий лидер не стремится к подчинению себе других, ему подчиняются с удовольствием. Само возникновение и существование неформальной молодежной группы базируется на власти лидера. В психологии есть такое определение понятия “власть”: это каждый эффект, который производит индивид, воздействуя на окружающий его мир, определяется его властью, понимаемой как: способность, сила, компетентность. Источники власти лидера - средства, с помощью которых применяющий власть субъект сможет обеспечить удовлетворение соответствующих мотивов другого, задержать это удовлетворение или предотвратить его.
Лидеры молодежных неформальных групп для сохранения лидерства используют следующие возможные источники власти:
1. Власть эталона. Основана на идентификации члена группы с лидером и желании для члена группы быть похожим на лидера.
2. Власть принуждения или наказания. Ее сила зависит от:
а) репертуара возможных наказаний и санкций. Например, следующие санкции: моральные (обсуждение , замечание о неправильности поведения, пощечина и т.д.); материальные (“штраф”, “пеня” в течение определенного срока и т.д.); физические (избиение).
б) от угрозы наказания минус вероятность избегнуть наказания благодаря
послушанию.
Жесткая дисциплина, устанавливаемая и поддерживаемая лидером говорит о силе данного источника власти.
3. Власть знатока. Вся сила зависит от величины приписываемых лидеру со стороны членов группы особых знаний, интуиции или навыков, относящихся к сфере функционирования. Поэтому, как показывают исследования для лидеров неформальных молодежных групп характерно то, что их интеллектуальный уровень довольно высок - они являются мозговым центром молодежной группы. Стремление лидеров к привлечению специалистов из различных областей также объясняется существованием такого источника власти.
4. Информационная власть. Она возникает в тех условиях, когда лидер
имеет доступ к информации, неизвестной членам группы, причем такой, которая является значимой для оценки ситуации и коррекции поведения. В организованных молодежных группах этот вид власти выражается в дозированном распределении информации между членами группы, в то время как полной информацией обладает только сам лидер.
Возможности регуляции психических и физиологических параметров человека с
помощью потребления воды разной степени биогенности
В рамках настоящего исследования была поставлена следующая цель: экспериментально изучить воздействие воды разной степени биогенности на психические и физиологические показатели человека, и разработаны следующие задачи: теоретический анализ свойств воды и влияния на нее сторонних факторов, биополя человека и его связи с эмоциональной сф ...
Формирование характера
Как отмечают многие авторы, характер является прижизненным образованием. То есть, он формируется после рождения человека. Истоки характера человека и первые признаки его проявления следует искать в самом начале жизни.
Формирование характера происходит в различных по своим особенностям и уровню развития в группах. Это семья, компания др ...
Оценка особенностей воображения по рисунку
В исследовании участвовала девушка, 16 лет. Ей предлагалось изобразить несуществующее животное. При интерпретации рисунка выявилось, что обследуемая в своем рисунке комбинировали отдельные части от существующих животных: зебра, тигр, собака, кошка, петух. Это говорит о воссоздающем виде воображения, она не смогла абстрагироваться от сво ...