Введение

Система ценностных ориентаций, являясь психологической характеристикой зрелой личности, одним из центральных личностных образований, выражает содержательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивацию его поведения, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности. Как элемент структуры личности ценностные ориентации характеризуют внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребностей и интересов, указывают на направленность ее поведения.

Проблеме формирования ценностных ориентаций посвящены работы классиков зарубежной и отечественной науки, которые в своих теориях опираются на понятие личности, поскольку ценностные ориентации тесно связаны с ним, а также с изучением человеческого поведения и побуждений. В трудах Т.Н. Мальковской, З.И. Равкина, В.В. Серикова и др. рассмотрены сущность нравственных ценностей, и ценностных ориентаций, их место в структуре личности.

Современные психологи, философы и социологи Н.С. Розов, Б. Шледер и др. также обращаются к проблеме формирования и развития ценностных ориентаций личности, рассматривая их как компонент структуры личности, характеризующий направленность и содержание активности индивида, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам.

В подростковом возрасте начинает формироваться устойчивый круг интересов, который является психологической базой ценностных ориентаций подростков. Происходит переключение интересов с частного и конкретного на отвлеченное и общее, наблюдается рост интереса к вопросу мировоззрения, религии, морали и этики. Развивается интерес к собственным психологическим переживаниям и переживаниям других людей.

Проблема формирования и развития ценностных ориентаций у подростков является сегодня актуальной. Актуальность

данной тематики обусловлена социально-экономическими преобразованиями, реформированием системы образования, с одной стороны, и рост числа преступлений среди подростков, употребляющих спиртные напитки, деформация ценностей в подростковой среде — с другой.

Объектом

исследования являются ценностные ориентации современных подростков. Предмет

– формирование и развитие различных видов ценностных ориентаций.

Цель работы

– выявить сущность и содержание особенностей ценностных ориентаций в подростковом возрасте. Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить понятия «ценностные ориентации» в историческом аспекте;

- изучить процесс формирования ценностных ориентаций;

- определить систему ценностных ориентаций и ее основных элементов;

- изучить видов ценностных ориентаций.


Школьники о взаимоотношениях с учителями
Московским Колледжем Социологии совместно с Московским Государственным Социальным Университетом был осуществлен научно-образовательный исследовательский проект: “Школа 1224. Социологический портрет. 2000 год”. В рамках данного проекта был проведен опрос учеников 5-8-х классов. Один из вопросов касался взаимоотношений школьников с учите ...

Познавательное развитие детей
Познание - это сложное образование, в котором можно выделить как минимум 2 компонента, неразрывно взаимосвязанных между собой. Первый компонент включает в себя информацию, состоящую из отдельных сведений, фактов, событий нашего мира и мыслительные процессы, необходимые для получения и переработки информации. Иными словами, сюда относ ...

Способ первый: Релаксация.
Релаксация – это физическое и психическое расслабление. Цель релаксации – подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своём внутреннем мире, освобождения от излишнего физического и нервного напряжения или, наоборот, обеспечение возможности собраться. Релаксация необходима: - для подготовки тела и психики к углублённому ...

Категории