Введение

Система ценностных ориентаций, являясь психологической характеристикой зрелой личности, одним из центральных личностных образований, выражает содержательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивацию его поведения, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности. Как элемент структуры личности ценностные ориентации характеризуют внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребностей и интересов, указывают на направленность ее поведения.

Проблеме формирования ценностных ориентаций посвящены работы классиков зарубежной и отечественной науки, которые в своих теориях опираются на понятие личности, поскольку ценностные ориентации тесно связаны с ним, а также с изучением человеческого поведения и побуждений. В трудах Т.Н. Мальковской, З.И. Равкина, В.В. Серикова и др. рассмотрены сущность нравственных ценностей, и ценностных ориентаций, их место в структуре личности.

Современные психологи, философы и социологи Н.С. Розов, Б. Шледер и др. также обращаются к проблеме формирования и развития ценностных ориентаций личности, рассматривая их как компонент структуры личности, характеризующий направленность и содержание активности индивида, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам.

В подростковом возрасте начинает формироваться устойчивый круг интересов, который является психологической базой ценностных ориентаций подростков. Происходит переключение интересов с частного и конкретного на отвлеченное и общее, наблюдается рост интереса к вопросу мировоззрения, религии, морали и этики. Развивается интерес к собственным психологическим переживаниям и переживаниям других людей.

Проблема формирования и развития ценностных ориентаций у подростков является сегодня актуальной. Актуальность

данной тематики обусловлена социально-экономическими преобразованиями, реформированием системы образования, с одной стороны, и рост числа преступлений среди подростков, употребляющих спиртные напитки, деформация ценностей в подростковой среде — с другой.

Объектом

исследования являются ценностные ориентации современных подростков. Предмет

– формирование и развитие различных видов ценностных ориентаций.

Цель работы

– выявить сущность и содержание особенностей ценностных ориентаций в подростковом возрасте. Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить понятия «ценностные ориентации» в историческом аспекте;

- изучить процесс формирования ценностных ориентаций;

- определить систему ценностных ориентаций и ее основных элементов;

- изучить видов ценностных ориентаций.


Понятие о культурно-гигиенических навыках и навыках самообслуживания
С первых дней жизнь ребенка социально организована. Она состоит из чередующихся, ежедневно повторяющихся бытовых процессов: сон, умывание, раздевание и одевание, прием пищи, пользование туалетом и пр. От ребенка требуется много усилий, чтобы научиться пить из чашки, пользоваться ложкой, одеваться. По определению известного физиолога и ...

Теоретические подходы к моделированию коммуникационных процессов в современной организации
Прежде всего, определим понятие коммуникации. Задача эта сложная, поскольку, как отмечает В.Б. Кашкин, определений у коммуникации приблизительно столько же, сколько и авторов работ о ней.[1] Собственно термин «коммуникация» (от лат. - communicatio - делать общим, сообщать, беседовать, связывать) появился в научной литературе в начале XX ...

Детские поведенческие реакции в подростковом возрасте
Эти реакции у детей были описаны рядом французских психиатров - G. Heuyer, J. Dublineau, H. Joli, L. Michaux. В нашей стране Г.Е.Сухарева (1959), О.В.Кербиков (1961) и В.В.Ковалев (1973) использовали их для понимания нарушений поведения в детском возрасте. В определенной мере эти детские реакции сохраняют свою роль у подростков. К этим ...

Категории